О Братстве

Семьдесят второе Письмо Генерального настоятеля к друзьям и благодетелям

FRATERNITE SACERDOTALE
Братство св. Пия X
Приорат святого Благовещенья
Schloss Schwandegg
Menzingen, ZG, CH-6313
Швейцария

Дорогие друзья и благодетели,

Motu proprio Summorum Pontificum, признавшее, что Тридентская Месса никогда не была упразднена, вызывает целый ряд вопросов, касающихся будущего взаимоотношений Братства св. Пия X и Рима. Некоторые люди в консервативных церковных кругах и в самом Риме заявляют во всеуслышание, что с того момента, как Верховный Понтифик проявил такую щедрость и тем самым дал явный знак своего к нам благоволения, Братству не остаётся ничего иного, как «подписать соглашение с Римом». К сожалению, некоторые из наших друзей оказались обмануты и поддались этой иллюзии. Мы желаем воспользоваться этим пасхальным письмом, чтобы ещё раз осветить принципы, которыми мы руководствуемся в наших действиях в это горестное время, обратить внимание на несколько недавних событий, ясно демонстрирующих, что, за исключением литургических послаблений motu proprio, не произошло никаких подлинных изменений по существу и сделать из всего этого необходимые выводы.

Основной принцип, повелевающий нашими действиями, – это сбережение веры, без которой, как учит I Ватиканский Собор, никто не может спастись, никто не может стяжать благодать и никто не может быть угоден Богу. Литургический вопрос не первостепенен сам по себе, но лишь становится таковым постольку, поскольку является проявлением деформации веры и, как следствие, должного поклонения Богу.

В ходе Ватикана II имело место заметное изменение взглядов Церкви, и в особенности, её отношения к миру, к другим религиям, к государству и даже к себе самой. Факт этих изменений был признан всеми, хотя не все судят о них одинаково. Тогда и сейчас о них говорят как об очень глубоких и даже революционных. В ходе Собора один из кардиналов говорил даже о «революции 1789 года в Церкви».

Ещё будучи кардиналом, Бенедикт XVI высказывался следующим образом: «Требованием шестидесятых была ассимиляция всего лучшего из ценностей, созданных за два столетия «либеральной» культуры. Эти ценности, хотя бы и имеющие внецерковное происхождение, могут найти своё место во взглядах Церкви на мир, если будут должным образом очищены и исправлены. И это последнее было сделано» [1]. Во имя этой самой ассимиляции и был навязан новый, позитивный по существу, взгляд на мир и его составляющие, продиктовавший не только новый литургический обряд, но и новый способ присутствия Церкви в мире. Она в большей мере поставила себя с миром на равных и заботится о социальных и временных проблемах больше, чем о сверхъестественном и вечном.

В то же самое время претерпели изменения отношения Церкви с другими религиями. Со времени Ватикана II Рим избегает всяческого негативного или уничижительного о них высказывания. Например, из церковного обихода совершенно исчез классический термин «ложные религии». Такие слова, как «еретический» и «схизматический», использовавшиеся для обозначения религий, близких к Католической Церкви, также исчезли, за исключением тех случаев, когда они – особенно слово «схизматический» – используются в качестве ярлыка для нас. То же самое верно и для термина «отлучение». Новый подход называется экуменизмом, и означает противное тому, что все когда-то понимали под этим словом. Вместо возвращения к католическому единству имеется в виду установление единства нового типа, единства, не предполагающего обращения.

Христианские деноминации рассматриваются теперь в новом свете; это особенно ясно заметно на примере православия. В Баламандской Декларации Католическая Церковь официально обещала не обращать православных, а сотрудничать с ними. Ради нового взгляда на вещи претерпел новую интерпретацию догмат «вне Церкви нет спасения», упомянутый в документе Dominus Jesus. Церковь Христова более не есть Католическая Церковь но лишь пребывает в ней. Они могут говорить, что она пребывает только в ней, но факт остаётся фактом: они утверждают, что Дух Святой и эта «Церковь Христова» действуют и вне Католической Церкви. Другие религии не лишены элементов спасения… «Православные церкви» становятся подлинными церквами, в которых заложена «Церковь Христова».

Очевидно, что новые взгляды полностью извратили отношение Церкви к другим религиям. Говорить о поверхностных изменениях не приходится, ибо то, что они навязывают Церкви Господа нашего Иисуса Христа, – новшество и очень глубокая перемена. Вследствие этого Иоанн Павел II был вправе говорить о «новой экклесиологии» и признавать наличие существенных изменений в разделах богословия, относящихся к Церкви. Мы же не можем понять, как могут они утверждать, будто это новое понимание Церкви пребывает в гармонии с её, Церкви, традиционным определением. Это новшество, оно радикально отличается от бывшего прежде и вынуждает католиков придерживаться абсолютно иного поведения в отношении еретиков и схизматиков. Теперь они уже не «отделённые братья», а «братья в неполном общении»…. и Христовым крещением мы «глубоко соединены» в «неуничтожимом» союзе. В этой связи очень красноречиво позднейшее разъяснение Конгрегацией Вероучения слова “subsistit”. В нём одновременно признаётся, что Церковь не может учить новшествам, и подтверждается новшество, введённое на Соборе…

То же самое имеет место в отношении евангелизации: сначала говорится в защиту священного долга каждого христианина исполнять повеление Господа Иисуса Христа: «Кто будет веровать и крестится, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк 16:15-16), а затем следует сомнительное утверждение, будто эти слова относятся к одним лишь язычникам, и не стоит докучать ни христианам, ни евреям. Совсем недавно кардиналы Каспер и Бертоне заявили в ответ на возражения против новой молитвы за евреев (введённую в рубрики Страстной Пятницы Римского Служебника 1962 г. – прим. пер.), что Церковь не имеет намерения обращать евреев.

Если добавить к этому взгляды нынешнего Папы на религиозную свободу, можно сделать ясный вывод, что борьба за веру не стала слабее за последние несколько лет. Motu proprio, подарившее надежду на перемены к лучшему в области литургики, оказалось не подкреплено логически связанными мерами, которые должны последовать в других областях церковной жизни. Остались нетронутыми все перемены, происшедшие в ходе Собора и пособорных реформ, которые мы отвергаем потому именно, что они были осуждены прежде. Единственная изменение состоит в том, что теперь они твердят, будто Церковь не изменилась, что подразумевает совершенное соответствие этих изменений Католической Традиции. Их подтасовка терминологии вместе с заверениями, что Церковь должна оставаться верной своей Традиции, способны навредить немалому числу душ. И коль скоро эти новые заверения не подкрепляются фактами, мы должны заключить, что ничего не изменилось в намерении Рима следовать курсом Собора, несмотря на сорок лет кризиса, невзирая на необитаемые монастыри, заброшенные приходские дома и опустевшие церкви. Католические университеты упорствуют в отклонениях от истины, курс катехизиса остаётся двусмысленным, а католические школы более не составляют католической специфики – они стали вымирающим видом.

По этой причине священническое Братство св. Пия X не может подписать «соглашение». Оно недвусмысленно приветствует желание Папы вновь утвердить древний и достопочтенный обряд Святого Жертвоприношения Мессы, но оно по-прежнему наблюдает противостояние, и зачастую весьма упорное, целых епископских конференций. Не оставляя надежды и избегая нетерпения, мы видим, что время для соглашения ещё не пришло. Это не мешает нам сохранять надежду, по-прежнему следуя линии, определённой в 2000 г. Мы по-прежнему просим Святейшего Отца аннулировать декрет об отлучении 1988 г., потому что уверены, что это станет благом для Церкви, и мы увещеваем вас молиться о том, чтобы это произошло. Но было бы весьма неблагоразумно и опрометчиво дать увлечь себя стремлению к практическому соглашению, не основанному на фундаментальных принципах Церкви, прежде всего, на вере.

Мы дадим ряд пояснений к новому крестовому походу Розария, к которому мы прежде призвали вас присоединиться для молитвы о том, чтобы Церковь вновь обрела и продолжила свою двухтысячелетнюю традицию. Мы желаем, чтобы каждый пообещал читать Розарий в строго определённый час дня. Учитывая число наших верных и их распределение по всему миру, мы сможем быть уверены, что в каждый час дня и ночи к небу будут вознесены молитвенные голоса, ревностно просящие о победе своей небесной Матери и о наступлении царства Господа нашего «на земле, как и на небе».

+ Бернар Фелле
Генеральный настоятель
14 апреля 2008 г.

Примечания:

  1. Интервью, Jesus, Ноябрь 1984, с. 72.
Вернутся к оглавлению