О БратствеПисьмо монсеньора ДиХнойя священническому братству св. Пия ХИзвестный католический блог Rorate Caeli недавно опубликовал послание, которое монсеньор Ди Нойя, вице-президент Папской комиссии Ecclesia Dei, направил к священникам Братства Святого Пия Х в Адвент прошлого 2012 года. Темой послания является животрепещущий вопрос отношений Братства с Римом и "официальной Церковью" и вопрос их возможного воссоединения. Послание написано весьма красивым и аккуратным языком, с должным количеством цитат из трудов Учителей Церкви, однако не открывает в позиции официальных церковных властей ничего нового. Братству Святого Пия Х предлагается "вспомнить о своей истинной харизме, завещанной ему основателем, архиепископом Лефевром, которая есть воспитание святых священников на благо Церкви, а не узурпация власти учения и суждения". На деле это означает необходимость признания 2 Ватиканского Собора и нового чина литургии, хотя при этом дозволяется "не обходить молчанием трудные места Собора". Большой упор в послании монс. Ди Нойя сделан на требовании единства Церкви. Подчеркивается необходимость такого единства для миссии и вообще всего дела Церкви в мире, что является справедливым замечанием. Указывается, что отказ Братства в официальном и каноническом подчинении Ватикану и Папе вносит в Церковь разлад, что в известной доле тоже справедливо. Но при этом опускается вопрос, который вновь и вновь опускается вот уже больше полувека и который вот уже больше полувека составляет саму суть проблемы: что есть фундамент и базис единства? Папа и единая организационная структура? Тогда Церковь – не более чем некая светская и мирская организация, нечто вроде крупной транснациональной корпорации. Но это неверно: фундаментом и основанием единства во все века была и есть Вера, то святое сокровище, depositum fidei, которое было дано Церкви Господом Нашим Иисусом Христом. Лишь на этом твёрдом фундаменте можно возводить здание какого бы то ни было единства, в том числе организационного и канонического. Действительно, Церковь должна быть монолитна в подчинении Папе и епископам, но ещё важнее, чтобы Церковь имела истинную и живую веру. Эти две вещи не противоречат друг другу: лишь из единой и истинной веры вырастает истинное единство, ибо она, Вера, есть "краеугольный камень, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф 2:20). Что же будет, если попробовать вместе строить здание без фундамента и без общей идеи о том, каким это здание должно быть? Мало того, что это здание выйдет уродливым и кособоким, оно ещё и рухнет от малейшего толчка. Уже этого достаточно, чтобы понять, почему Братство Святого Пия Х так непреклонно утверждает необходимость доктринального согласия перед согласием каноническим. Но более того, как строить дом вместе с тем, кто одновременно его разрушает? А ведь именно это ныне происходит с Церковью, которая следует новой, выхолощенной и мертворождённой вере 2 Ватиканского Собора: её разрушительные последствия – охлаждение душ, массовый уход людей, сокращение призваний до ничтожных единиц, закрытие и изуродование храмов, упадок искусства – слишком хорошо известны, чтобы вновь и вновь повторять их. Однако же, видимо, Братству Святого Пия Х предлагается во имя "единства" закрыть на них всех глаза. Но стоит ли усилий такое единство в слепоте? Единство в саморазрушении? Вряд ли. Мало кто любит боль, однако боль полезна, ибо она сигнализирует организму, что что-то не в порядке и его разъедает болезнь. Однако желать, чтобы боль успокоилась, не обращая внимания на то, что её вызывает, неразумно – такой покой будет обманчив и недолог. Многократно лучше вылечить болезнь и, будучи здоровым, радоваться истинному покою. Точно так же искать единства Рима и Братства без понимания глубины раны, разделившей Церковь, значит получить в лучшем случае недолгий покой перед полным крахом. Насколько же лучше, напротив, эту рану исцелить – то есть восстановить во всей чистоте истинную католическую веру, восстановить социальные институты Церкви, восстановить славу и могущество Церкви, восстановить потерянный нами христианский Град – то есть, говоря словами святого Пия Х, "всё восстановить во Христе", omnia instaurare in Christo! Иного Братство Святого Пия Х не желает. Вернутся к оглавлению |
||