О Братстве

Краткая история братства

1. Основание
После своей отставки с поста Генерального Настоятеля конгрегации Отцов Святого Духа в сентябре 1968, Архиепископ Лефевр жил в Риме очень уединённой жизнью. Когда во Французской Семинарии в Риме было отвергнуто множество дисциплинарных правил (ношение сутаны, обязательная ежедневная Месса, и т.д.), и подвергнуты сомнению некоторые положения нравственности (контрацепция, и т.д.), некоторые семинаристы обратились за помощью к нему: он был известен, так как Французская Семинария находилась под управлением Отцов Святого Духа. Сначала он отказывался, ссылаясь на отсутствие всего, что необходимо – денег, здания и пр. – но, наконец, согласился что-то сделать по неотступным просьбам этих семинаристов и от родителей. Он арендовал дом во Фрибуре, Швейцария. В нём семинаристы жили, а на занятия ходили в еще не затронутый изменениями доминиканский Университет Фрибура, а другие семинаристы продолжали занятия в Латеранском Университете в Риме.

1969 – 1970. Появилась Новая Месса; постепенно она заменяла традиционную Мессу повсюду. Фрибурские семинаристы, обеспокоенные мыслью о том, что после рукоположения им придётся возвращаться в свои епархии под начало епископов-модернистов, попросили Архиепископа учредить Братство, которое соединило бы их, ради защиты их священства. После консультации с высокопоставленными прелатами и их одобрения, Архиепископ написал Положение о Братстве Святого Пия X. 1 ноября 1970 г. оно было официально одобрено поместным епископом, Франсуа Шарьером. Братство Святого Пия X было рождено Церковью по её желанию, как это подтвердил в своём похвальном письме от 18 февраля 1971 г. кардинал Райт.

2. Статус и цели Cв. Пия X
Канонический статус
Это "священническое Братство совместной жизни без обетов, по образцу Обществ Иностранных Миссий", и имеет своей целью "священство, всё, что к нему относится, и только то, что к нему относится" (Устав I, 1; II, 1).

Цели
Они включают в себя, во-первых, деятельность, необходимую для формации священников и с нею связанную, не зависимо то того, будут кандидаты стать членами Братства, или нет.

Необходимо заботиться о том, чтобы обучение достигло своей главной цели: святости священства одновременно с его хорошим образованием. Поэтому не следует пренебрегать ничем ради того, чтобы благочестие священников было обращено к Литургии Святой Мессы и из неё же истекало; Месса – это сердце богословия, пастырской деятельности и жизни Церкви.

Вторая цель Братства – способствовать освящению священников через организацию духовных упражнений и реколлекций.

Братство должно стремиться внушать священникам чувство величия и благородства призвания помощников в служении Алтаря и всего, что с ним связано: в Литургии и в Таинствах, в преподавании Катехизиса, во всём, что нужно священнику в его приходской работе, работе по дому в приоратах и семинариях. Члены Братства должны проявлять особую духовную заботу о людях, посвящающих себя этому идеалу под покровительством Пресвятой Девы Марии и Cв. Иосифа, монашествующих или мирян.

Школы, по-настоящему свободные и независимые, способные давать молодежи полностью христианское образование, должны окормляться и, в случае необходимости, создаваться членами Братства. Их них произойдут призвания и христианские семьи.

Приходское служение и приходские миссии без ограничений места также являются деятельностью, которой посвящает себя Братство. Эти служения должна осуществляться по договорённости с поместным епископом, чтобы позволить Братству осуществить свой апостолат в соответствии с его особой благодатью.

Братство охотно придходит на помощь пожилым и больным священникам, в том числе тем, кто не остался верным". (Устав III, 1 – 6)

3. Борьба за католическое священство и Традиционную Мессу
Когда архиепископ решил обучать священников, которые совершали бы только древнюю латинскую Мессу, он знал, что рано или поздно возникнет конфронтация с теми, кто продвигал "обновление" Католической Церкви, особенно посредством литургической реформы.

На своей ежегодной встрече в Лурде в 1972 г. французские епископы назвали эконскую семинарию "дикой " и "опасной". Преследования начались.

11 – 13 ноября 1974 г. По требованию тех же французских епископов, два апостольских визитатора прибыли Экон и провели там 48 часов. Они расспрашивали семинаристов и священников, наблюдали за дисциплиной, сидели на занятиях. Они приехали, чтобы проверить доктринальную ортодоксию семинарии, хотя сами подвергали сомнению телесное воскресение Христа, неизменность истины и священническое безбрачие.

21 ноября 1974 г. Возмущенный процедурой Архиепископ Лефевр написал свою знаменитую декларацию: "Мы всем сердцем привержены Вечному Риму... ".

Февраль 1975 г. Его "пригласили для беседы" кардиналы Табера, Райт, и Гарон.

Март 1975 г. Встреча с тремя кардиналами. Фактически это было скрытое судилище и прямое осуждение его Декларации от 21 ноября. Не было никаких упоминаний об апостольской визитации в прошедшем ноябре.

6 мая 1975 г. Архиепископа Лефевра просят закрыть семинарию. Братство Cв. Пия X "запрещено" новым епископом Фрибура, монс. Мами. Однако, согласно Каноническому праву 1917 г., (can. 492), если церковное Братство уже разрешено в епархии, запретить его впоследствии может только Рим. Поскольку модернистские семинарии повсеместно закрывались, и всё больше разочарованных молодых людей просило о зачислении в Экон, Архиепископ решил продолжать свою деятельность.

Март – июнь 1976 г. Были предприняты все усилия, чтобы не допустить рукоположения 28 июня: многочисленные визиты, письма, телефонные звонки и телеграммы. Архиепископ спросил: "Почему? Разве нам не нужны священники? " Ответ пришёл за несколько дней до июньского рукоположения: "Совершите 29 июня Новую Мессу, и всё будет в порядке". Подлинной проблемой оказался обряд Мессы.

29 июня 1976 г. Рукоположение в священники 12 кандидатов. В своей проповеди, Его Светлость обратился к Булле Quo Primum св. Пия V, ясно гласящей, что любое осуждение Старой Мессы недействительно: "А также признаем, что этот Служебник… может свободно и законно использоваться, безо всякого смущения совести или опасения подпасть под какое-либо наказание, осуждение или презрение, и Апостольской властью сим актом позволяем и разрешаем это навечно. Никакие епископы… и кто-либо еще из белого, как-либо титулованного, или черного духовенства не должны быть принуждаемы к служению иной, нежели Нами установлена, Литургии" (Quo Primum).

11 июля 1976 г. Конгрегация Епископов наложила на архиепископа Лефевра прещение "suspens divinis", то есть запрет совершать Таинства. Однако, во-первых, акт, подписанный секретарем, был канонически недействителен, а во-вторых, архиепископ подал апелляцию "in forma suspensiva", а это означало, до судебного решения по ней акт запрета не может вступить в силу. Этого решения не последовало.

Лето 1976 г. Всё это создаёт рекламу Экону: по всему миру циркулирует новость, что в Швейцарии есть епископ, обучающей священников для совершения Старой Мессы.

Сентябрь 1976 г. Встреча с Папой Павлом VI.

18 ноября 1978 г. Архиепископ Лефевр встретился с Папой Иоанном Павлом II и беседовал с ним в течение 45 минут.

1979 – 1984. Архиепископ Лефевр неоднократно ездил в Рим на длительные расследования и перекрестные допросы о его деятельности, вопросах юрисдикции, условных подтверждений, Ватикана – II, и т.д. Но ни разу он не был обвинён и осуждён за заблуждение в вопросах Вероучения.

29 июня 1987 г. Архиепископ Лефевр объявил, что он начинает подготовку к хиротонии нескольких епископов.

Ноябрь – декабрь 1987 г. Визитация кардинала Ганьона. 8 декабря кардинал официально участвовал в Понтификальной Мессе, совершённой якобы "запрещённым в служении" Архиепископом Лефевром, в течение которой 25 семинаристов вступили в якобы "запрещённое" Братство Cв. Пия X. Присутствие кардинала было негласным одобрением позиции и деятельности Архиепископа и официальным признанием канонического существования Братства. (См. выше, 6 мая 1975 и 11 июля 1976).

30 июня 1988 г. Хиротония четырех епископов в качестве "помощников" Генерального настоятеля.

Вернутся к оглавлению