![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
О Братстве"Не раскольники, не отлучённые, не ослушники"1. Ключевой вопрос: Святое Жертвоприношение Мессы
Римский папа Павел VI в 1969 не удалил и не аннулировал ни одного из этих трех оснований; выпустив Новое Чинопоследование Мессы, он просто принизил их, т.е. изменил один из пунктов Quo Primum, запрещавший использование любых других Служебников моложе двухсот лет. В 1976 г., архиепископу Лефевру говорили, что все его проблемы будут решены, если он будет рукополагать своих священников в новом, а не в старом обряде Мессы (см. выше март – июнь 1976). Он законным образом отказался, полагаясь на Quo Primum, гласящую, что никакое осуждение, выпущенное, чтобы препятствовать использованию этого Служебника, не имеет законной силы. В период с 1977 по 1983 г. власти Ватикана постепенно смягчали свои претензии: сначала они требовали, чтобы Архиепископ совершал Новую Мессу хотя бы иногда, затем – хотя бы один раз. В 1984 г., они попросили его всего лишь не говорить ничего против Новой Мессы и признать ее доктринальное здравие и законность. Это требование стало первым условием "Индульта" 3 октября 1984 г. 2. Хиротонии епископов В начале 70-ых гг. архиепископ решил стойко держаться традиционного обряда Мессы. Для Мессы необходимы священники, и поэтому, начиная с 1976 г. он продолжал совершать священнические рукоположения, несмотря на запрет (недействительный) делать это. Но священников невозможно рукополагать без епископа, и в этом заключалась причина хиротоний епископов 1988 г. Они должны были помогать стареющему Архиепископу, здоровье которого ухудшалось. Слабое здоровье лишило его возможности путешествовать по всему миру и по его шести семинариям, чтобы совершать рукоположения и многочисленные конфирмации. 3. Состояние необходимости Любой кодекс права, светский или церковный, предусматривает чрезвычайные случаи, так как законы созданы для общего блага, которое время от времени допускает исключения. Cв Фома Аквинат учит, что "обстоятельство придает моральному действию вид доброго или злого в той степени, в какой это обстоятельство определяет особенности у причины этого действия" (I – II, q.18, a.10) и, "наиболее важное из всех обстоятельств, касающихся действия относительно его цели, есть обстоятельство "почему"" (I – II, q.7. a.4). Например, закон осудит как вандализм разбитие окна вором, но одобрит то же самое действие, совершённое ради спасения человека, запертого в горящем доме. Церковь хорошо знает эти принципы и предусматривает их в своем Кодексе Канонического права (1983); это ясно разъяснено во вводных канонах, раздела о церковных санкциях. Канон 1323: "Не подлежит наказанию человек, нарушающий закон или предписание: (...) 4. действуя (...) по необходимости (...); 7. также предполагая ошибочно, что существовали некоторые из обстоятельств, упоминавшиеся в п.п. 4 или 5". Когда архиепископ Лефевр хиротонисал четырех епископов в 1988 г., он "действовал по необходимости", во-первых, из-за ужасающей нехватки священников (о которой мы регулярно слышим в СМИ), во-вторых, потому что слышал вопли бесчисленных католиков по всему миру, брошенных, если не сказать "преданных", своими пастырями. "Дети просят хлеба, (то есть катехизиса и таинств) и никто не подает им " (Плач 4, 4). В притче о Добром самарянине (Лк 10, 30 – 37), священник и левит прошли мимо лежащего на земле человека, раненого, раздетого, полумертвого. Это добрый самаритянин, движимый состраданием, подошел к нему, перевязал его раны и позаботился о нем, хотя это было и против закона... Нам сказано "иди, и ты поступай так же" (37). Увы, некоторые соблазнились этим благим делом. Если кто-то слеп настолько, что отрицает объективное состояние необходимости в Церкви в настоящее время, то Архиепископ считал, что оно имело место, по крайней мере, с его субъективной позиции, и в этом случае действует вышеупомянутый Канон 1323 п. 7, лишающий наказание законной силы. До тех пор, пока SSPX держится своего одобренного Церковью Устава и не действует вопреки вероучению или положениям нравственности, ее притязания на полное пребывание в лоне Католической Церкви полностью обоснованы. 4. Послушание Чтобы быть добродетелью, послушание должно избежать двух противоположных ошибок: 1. Недостаточность: непослушание = отказ подчиняться законным распоряжениям законных властей, как, ребенок, не повинующийся законным приказам своих родителей. Эти принципы применяются также и в Церкви. Нельзя вслепую повиноваться священникам, организующим в своих приходах святотатственные 'Мессы' и поощряющим своих прихожан посещать некатолические службы; нельзя повиноваться епископам, поощряющим еретические катехизисы в 'католических' школах. И нельзя повиноваться даже Риму, когда исходящие из Рима распоряжения ведут нас к потере или ослаблению нашей веры. "Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1, 8). Вера больше послушания: послушание служит вере, а не вера послушанию. "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5, 29). 5. Папа P.S. Страдать для Церкви "Божественный промысел часто попускает изгонять из христианского общества даже людей добрых, из-за некоторых крайне бурных возмущений плотских людей. Если этот позор свой или свою обиду они будут переносить ради мира Церкви вполне терпеливо, и не будут производить никаких ни раскольнических, ни еретических нововведений, то будут служить для людей поучительным примером, с какой истинной преданностью и искренней любовью должно служить Богу. Такие люди или надеются снова возвратиться в Церковь, когда утихнет буря, или же, если это оказывается невозможным вследствие ли того, что смута еще продолжается, или того, что с их возвращением может вновь возникнуть нечто подобное, они остаются при желании быть полезными для тех самых, смуте и нестроению которых они уступили, воздерживаясь от всяких раскольнических скопищ и до смерти защищая ту веру, которая, как они знают, проповедуется в католической Церкви, и представляя собой живое за нее свидетельство. Таковым в тайне уготовляет венец Отец, видящий тайное. Такого рода люди редки, однако и в примерах нет недостатка; их даже больше, чем можно подумать. Таким образом, Божественный промысел пользуется всякого рода людьми и примерами для врачевания душ и созидания нового народа". Cв. Августин. Об истинной религии. 6, 11 Вернутся к оглавлению |
||
![]() |
![]() |