О Братстве

"Не раскольники, не отлучённые, не ослушники"

1. Ключевой вопрос: Святое Жертвоприношение Мессы
Ключевой вопрос всей этой истории – право на традиционную латинскую Мессу и стойкое отвержение Нового Чинопоследования Мессы. В своей булле Quo Primum (1571), Папа св. Пий V ясно определил три основания, на которых покоится Тридентский Чин Мессы:

  1. Это общий закон для Церкви: все должны использовать этот Служебник;
  2. Это привилегия: каждый вправе использовать этот Служебник;
  3. Это многовековой и древний обычай: Месса была "восстановлена… святоотеческом обряде".

Римский папа Павел VI в 1969 не удалил и не аннулировал ни одного из этих трех оснований; выпустив Новое Чинопоследование Мессы, он просто принизил их, т.е. изменил один из пунктов Quo Primum, запрещавший использование любых других Служебников моложе двухсот лет. В 1976 г., архиепископу Лефевру говорили, что все его проблемы будут решены, если он будет рукополагать своих священников в новом, а не в старом обряде Мессы (см. выше март – июнь 1976). Он законным образом отказался, полагаясь на Quo Primum, гласящую, что никакое осуждение, выпущенное, чтобы препятствовать использованию этого Служебника, не имеет законной силы.

В период с 1977 по 1983 г. власти Ватикана постепенно смягчали свои претензии: сначала они требовали, чтобы Архиепископ совершал Новую Мессу хотя бы иногда, затем – хотя бы один раз.

В 1984 г., они попросили его всего лишь не говорить ничего против Новой Мессы и признать ее доктринальное здравие и законность. Это требование стало первым условием "Индульта" 3 октября 1984 г.  

2. Хиротонии епископов
Нужно обязательно знать последовательность событий, предшествовавших посвящению епископов 30 июня 1988 г.

В начале 70-ых гг. архиепископ решил стойко держаться традиционного обряда Мессы. Для Мессы необходимы священники, и поэтому, начиная с 1976 г. он продолжал совершать священнические рукоположения, несмотря на запрет (недействительный) делать это.

Но священников невозможно рукополагать без епископа, и в этом заключалась причина хиротоний епископов 1988 г. Они должны были помогать стареющему Архиепископу, здоровье которого ухудшалось. Слабое здоровье лишило его возможности путешествовать по всему миру и по его шести семинариям, чтобы совершать рукоположения и многочисленные конфирмации.

3. Состояние необходимости
Каноническое право Церкви ясно определяет, что не подлежит наказанию (такому, как отлучение) тот, кто действует по необходимости или считает, что находится в состоянии необходимости.

Любой кодекс права, светский или церковный, предусматривает чрезвычайные случаи, так как законы созданы для общего блага, которое время от времени допускает исключения. Cв Фома Аквинат учит, что "обстоятельство придает моральному действию вид доброго или злого в той степени, в какой это обстоятельство определяет особенности у причины этого действия" (I – II, q.18, a.10) и, "наиболее важное из всех обстоятельств, касающихся действия относительно его цели, есть обстоятельство "почему"" (I – II, q.7. a.4). Например, закон осудит как вандализм разбитие окна вором, но одобрит то же самое действие, совершённое ради спасения человека, запертого в горящем доме.

Церковь хорошо знает эти принципы и предусматривает их в своем Кодексе Канонического права (1983); это ясно разъяснено во вводных канонах, раздела о церковных санкциях.

Канон 1323: "Не подлежит наказанию человек, нарушающий закон или предписание: (...) 4. действуя (...) по необходимости (...); 7. также предполагая ошибочно, что существовали некоторые из обстоятельств, упоминавшиеся в п.п. 4 или 5".

Когда архиепископ Лефевр хиротонисал четырех епископов в 1988 г., он "действовал по необходимости", во-первых, из-за ужасающей нехватки священников (о которой мы регулярно слышим в СМИ), во-вторых, потому что слышал вопли бесчисленных католиков по всему миру, брошенных, если не сказать "преданных", своими пастырями. "Дети просят хлеба, (то есть катехизиса и таинств) и никто не подает им " (Плач 4, 4). В притче о Добром самарянине (Лк 10, 30 – 37), священник и левит прошли мимо лежащего на земле человека, раненого, раздетого, полумертвого. Это добрый самаритянин, движимый состраданием, подошел к нему, перевязал его раны и позаботился о нем, хотя это было и против закона... Нам сказано "иди, и ты поступай так же" (37). Увы, некоторые соблазнились этим благим делом.

Если кто-то слеп настолько, что отрицает объективное состояние необходимости в Церкви в настоящее время, то Архиепископ считал, что оно имело место, по крайней мере, с его субъективной позиции, и в этом случае действует вышеупомянутый Канон 1323 п. 7, лишающий наказание законной силы. До тех пор, пока SSPX держится своего одобренного Церковью Устава и не действует вопреки вероучению или положениям нравственности, ее притязания на полное пребывание в лоне Католической Церкви полностью обоснованы.

4. Послушание
Послушание ни хорошо, ни плохо само по себе. Оно может быть актом добродетели, но может быть также и порочным, греховным. Например, коммунисты слушаются свою Партию, и это очень строгое послушание, оно может быть даже непосредственным. Известно множество примеров того, что бывает, когда фракция Партии отказывается повиноваться! Это послушание хорошее? Конечно, нет, поскольку цель этого послушания, цель Партии, плоха, и потому все, кто способствует для достижения целей Партии, совершают грех. Другой пример – послушание врачей правительствам, легализовавшим аборты. "Мы должны повиноваться, иначе мы потеряем работу". Это добродетельное послушание? Конечно, нет; такое послушание греховно, потому что оно сотрудничает с нечестивым законом, имеющим греховную, разрушительную для сообщества цель. Можно было бы привести и другие примеры ложного или греховного послушания.

Чтобы быть добродетелью, послушание должно избежать двух противоположных ошибок:

1. Недостаточность: непослушание = отказ подчиняться законным распоряжениям законных властей, как, ребенок, не повинующийся законным приказам своих родителей.
2. Избыточность: слепое послушание = подчинение любому приказу начальника, хорошему или плохому, как в вышеприведенных примерах.

Эти принципы применяются также и в Церкви. Нельзя вслепую повиноваться священникам, организующим в своих приходах святотатственные 'Мессы' и поощряющим своих прихожан посещать некатолические службы; нельзя повиноваться епископам, поощряющим еретические катехизисы в 'католических' школах. И нельзя повиноваться даже Риму, когда исходящие из Рима распоряжения ведут нас к потере или ослаблению нашей веры. "Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1, 8). Вера больше послушания: послушание служит вере, а не вера послушанию. "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5, 29).

5. Папа
Братство Cв. Пия X признаёт (нынешнего) Папу преемником св. Петра, но есть очень строгие условия, которым он должен следовать, чтобы подпадать под харизму безошибочности. Первое: он должен учить чему-то, относящемуся к вопросам веры или нравственности; второе: он должен обязать всех католиков верить тому, что он говорит, как Богооткровенному. Соответствие этим условиям должны быть видно в самих произносимых Папой словах. В случае сомнения католик должен всегда обращаться к Традиции, согласно правилу св. Викентия Леринского: в это должны верить всегда, повсеместно и все – quod semper, ubique et ab omnibus.

P.S. Страдать для Церкви
Интересный текст, очень соответствующий и написанный в 390 A.D.:

"Божественный промысел часто попускает изгонять из христианского общества даже людей добрых, из-за неко­торых крайне бурных возмущений плотских людей. Если этот позор свой или свою обиду они будут переносить ради мира Церкви вполне терпеливо, и не будут производить никаких ни раскольнических, ни еретических нововведений, то будут служить для людей поучительным примером, с какой истинной преданностью и искренней любовью до­лжно служить Богу. Такие люди или надеются снова возвратиться в Церковь, когда утихнет буря, или же, если это оказывается невозможным вследствие ли того, что смута еще продолжается, или того, что с их возвращением может вновь возникнуть нечто подобное, они остаются при желании быть полезными для тех самых, смуте и нестроению которых они уступили, воздерживаясь от всяких раскольнических скопищ и до смерти защищая ту веру, которая, как они знают, проповедуется в католической Церкви, и представляя собой живое за нее свидетельство. Таковым в тайне уготовляет венец Отец, видящий тайное. Такого рода люди редки, однако и в примерах нет недо­статка; их даже больше, чем можно подумать. Таким образом, Божественный промысел пользуется всякого рода людьми и примерами для врачевания душ и созидания нового народа".

Cв. Августин. Об истинной религии. 6, 11

Вернутся к оглавлению