![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
КатехизисО Таинствах
I. О Благодати. По учению святой Церкви, благодать Господня бывает или освящающая или действенная. 1) Освящающая благодать есть дар Божий сверхъестественный, который, поселяясь в душе нашей, извлекает нас из состояния смертнаго греха, оправдывает нас, делает нас друзьями Богу и дает нам право на вечное, небесное блаженство. Св. Апостол Павел именует ее "Любовию Божиею, которая излилась в сердца наши Духом Святым" (Римл. V, 5) и обитает там постоянно как в храме (1 Коринф. III, 16), доколе мы не лишаемся ея каким-либо тяжким грехом. Посему благодать эту богословы называют еще (gr a ce habituelle) обитающею в душе человека. Она сообщается праведному христианину в различной степени, смотря потому, более или менее в сердце его находится праведности и любви к Богу, и чем она обильнее в душе нашей, тем приятнее пред лицем Господа нашего. 2) Действенная благодать есть сверхъестественная помощь Божия, которая в настоящее время помогает нам творить добро и избегать зла. Это есть святая мысль, просвещающая наш разум, внутренне вдохновение, которым Бог побуждает волю нашу к добродетели и укрепляет ее в борьбе со страстями, искушениями, безпорядочными склонностями и с дурными закоснелыми привычками. Благодать действующая не пребывает, подобно освящающей, постоянно в душе человека, а это есть только временная, преходящая сверхъестественная помощь Божия, для исполнения добра, которое Бог повелевает и для избежания зла, которое Он запрещает. И по этой причине она названа благодатью действенною, т. е. дарованною нам для добраго дела, которое мы уже совершаем или совершить должны. Благодать потребна во всех обстоятельствах жизни христианской, и она столь необходима, что без нея мы не можем творить ничего достойнаго жизни вечной, как сказал Спаситель: Ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан. XV, 5). Слова эти поясняет нам св. Павел Апостол, говоря: не то, чтобы мы сами способны были что нибудь вздумать, как сами от себя, но способность наша от Бога (2 Коринф. III, 5). Из даннаго нами понятия о той и другой благодати видно, что благодать освящающая свойственна только праведным и они обладают оною; благодать же действующая сообщается Богом не только праведным, для утверждения их в добродетели, но даже и грешникам, для обращения их к праведности и истине, и нет ни одного столь преступнаго человека, которому Бог не давал своей небесной помощи, для примирения его с совестью и св. верою Его. Следовательно, если весьма многие люди не живут согласно с законами разума и веры, то это происходит не от недостатка благодати Божией, но от того, что они не содействуют оной и волею своею сопротивляются всем внутренним вдохновениям, которыя Бог ниспосылает в сердца их, подобно как и прочим людям. II. О Таинствах вообще. Итак, Таинствами называются чувственные священные виды, установленные Иисусом Христом для означения и сообщения нам благодати. Ветхий Завет, при толиком множестве обрядов, не имел ни одного таинства, сообщающего благодать; такия Таинства принадлежат только Новому Завету. Их установил сам Иисус Христос, чтобы кровь и безконечныя заслуги Его, заслуги с избытком достаточныя для спасения всех людей, были усвоены всем Его последователям. Некоторыя из этих таинств Он определил ясно собственными словами и делами, о которых говорит нам Евангелие, а именно: Крещение, Евхаристию, Покаяние и Священство. О прочих поучают нас Апостолы, излагая нам то, чему они научились у Спасителя; потому что они сами собою не могли учредить таинств, так как Сам Бог только может соединить с предметами чувственными действия св. Духа. Иисус Христос учредил таинства для всех потребностей духовной жизни человека. Крещением он рождается для Бога и Церкви и получает жизнь духовную; чрез Миропомазание возрастает и укрепляется в вере; в Евхаристии он питается телом и кровию Спасителя; чрез покаяние врачуется от болезней души, а иногда воскресает от смерти греховной; чрез Елеосвящение дух его укрепляется в минуты смерти, а иногда и телу его возвращается прежнее здоровье, если оно полезно для спасения души. Два последния таинства относятся к поддержанию целости Церкви: Священство поставляет ей служителей, пастырей и руководителей духовных чад ея, а Брак служит к продолжению существования ея до кончины мира. Следовательно таинств семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Елеосвящение, Священство и Брак. Таинства разделяются на таинства умерших и таинства живых. К первым принадлежат: Крещение и Покаяние. Они называются таинствами умерших, потому что чрез них человек получает духовное воскресение от смерти греховной и приобретает освящающую благодать, которая дает жизнь души. Ко вторым относятся пять прочих; они называются таинствами живых, потому что принимающие оныя должны уже находиться в состоянии духовной жизни, или благодати Божией, т. е. не иметь на душе своей ни одного смертнаго греха. Таинства перваго рода сообщают нам благодать, которой мы не имели; втораго рода таинства, если они принимаются с чистою совестию и должным приготовлением, не только увеличивают в нас освящающую благодать, но сообщают нам еще другие виды благодати, свойственные каждому из этих таинств. Действительность и важность таинств вовсе не зависит от священнослужителя, хотя бы он был человек недостойный, порочный, даже еретик; достаточно того, чтобы он только получил власть свою, принадлежа еще к церкви; потому что здесь сам Иисус Христос совершает существенно все таинства. Чтобы хорошо понимать цель, важность и святость таинств, надлежит знать причины и понимать значение обрядов, которые церковь употребляет при совершении каждаго из них. III. О Крещении. Крещение, по возможности, должно всегда совершаться в церкви, руками священников и со всеми принятыми обрядами; но в случае нужды, крестить может каждый человек, требуется только необходимо, чтобы он полил крещаемаго водою, призывая Святую Троицу. При этом случае вода употребляется простая и естественная; при поливании водою должно говорить: Я крещу тебя во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Крещение, таким образом совершенное, не может повторяться, и напечатлевает, так называемый, никогда неизгладимый характер, то есть печать дара Святаго Духа. Хотя-бы крещаемый был дотоле величайший грешник, но если он при крещении истинно кается, то он несомненно получает духовное возрождение и посвящается Богу как усыновленное дитя Его. Если же человек взрослый, желающий с истинною любовию к Богу принять крещение, умрет до получения его, он может быть спасен; и спасение его тем более не подлежит сомнению, если он крестился в собственной крови и пострадал за веру им исповедуемую. Следовательно, крещение бывает троякое: крещение воды и св. Духа,– крещение одного св. Духа и крещение крови; но вода необходима для младенцев, которые не имеют этих святых душевных приготовлений, могущих заменить ея отсутствие. IV. О приготовлении к крещению. Кроме сего надлежит его наставить не только в таинствах и истинах св. веры, но и в правилах нравственности христианской. Когда признают его достойным крещения, тогда он приводится в храм, где сначала он должен стать пред внешними дверями, в притворе или другом приличном месте. Тут Священник спрашивает его об имени и чего он желает, потом дует на него и заклинает диавола удалиться от твари, коею он овладел после греха; далее изображает знамение креста на челе и на сердце и читает над ним несколько молитв, прося Бога о ниспослании благодати на крещаемаго, чтобы он получил пользу от духовных поучений, чтобы с этого времени начал побеждать страсти свои, исполнять заповеди, и чтобы удостоился принятия св. крещения. Затем Священник кладет в уста его не много соли, освященной прежде особенною молитвою, означая этим, что крещаемый должен для души своей искать пищи в премудрости Господней, избегать гнили порока и наслаждаться учением Иисуса Христа. И посему сказал Спаситель: Имейте соль в себе (Марк. IX, 49). И св. Павел поучает: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солию. (Колосс. IV, 6). После, священник делает над ним разныя заклинания, которыя прежде совершались отдельно и в особенные дни, изображает знамение креста, употребляя притом слова угрозы, чтобы изгнать диавола и принудить его уступить место Богу живому, который хочет создать себе храм в крещаемом человеке. Потом берет не много слюны и дотрагивается ею к ноздрям и ушам оглашеннаго, в подражание тому, что делал Иисус Христос над слепорожденным (Иоан. IX, 6) и над глухонемым (Марк. VII, 30 – 31). После читает над крещаемым Символ Веры и молитву Господню, что прежде совершалось порознь, дабы оглашенный имел время выучить это наизусть. Теперь священник вводит оглашеннаго в храм и велит ему отрицаться диавола, всех дел его, всей гордости его. После сего помазывает крещаемаго на груди и между плечами святым елеем, названным по этой причине елеем оглашенных. Помазания эти означают укрепление человека против искушений и нападений злаго духа. Все, что доселе делалось, есть только приготовление к крещению, как это можно заметить по церковным облачениям фиолетоваго цвета, который употребляется церковию в дни поста и покаяния. V. О Крещении торжественном. Крещение погружательное было некогда наиболее в употреблении, но после у западных христиан вошло употребление крещение чрез поливание, по причине многих неудобств, встречающихся при погружении. Совершив этот главный обряд, священник помазывает окрещеннаго св. миром наверху головы, в знак сообщения ему помазания духовнаго, от котораго произошло имя: Христос – Помазанник и – христианин. (Мир по гречески называется еще "хризма"). Далее, возлагает на него белую одежду, увещевая хранить ее без запятнания до того времени, когда ему должно будет предстать пред судилище Христово, т. е. хранить до самой смерти дарованную при крещении благодать. Наконец, подает ему зажженную свечу, убеждая хранить верно принятое крещение, и быть всегда готовым явиться на брак Иисуса Христа, как говорит Спаситель в притче о девах и их светильниках. По окончании крещения, торжественное шествие возвращается в церковь, где совершается потом обедня, при которой ново-крещенные обязаны приобщаться. Вот весь обряд, совершаемый накануне Пасхи; он прежде занимал большую часть ночи, чтобы время, в котором совершалось крещение, вернее могло представить подобие воскресения Господня. И в самом деле, во время крещения человек умирает для греха, погребается, погружаясь в воду и, выходя из воды, воскресает для благодати, чтобы уже более не подвергаться смерти. Хотя в позднейшия времена эти обряды несколько изменились и, смотря по местным обстоятельствам, находится в них некоторое малое различие, сущность крещения осталась однако одна и таже, и в нем остается довольно следов древности, чтобы видеть намерение Церкви. Кроме того, большая часть службы во время великаго поста, относится к приготовлению оглашенных, и вся служба пасхальная, и светлой седмицы составлена для новокрещенных. VI. О крещении младенцев. Теперь крестят младенцев тотчас после рождения, для избежания разных опасных случаев, не ожидая даже торжественных дней; это показывает, что тем менее должно отлагать крещение для восприемников или для каких-либо временных выгод. Здесь соблюдаются все обряды крещения взрослых: над младенцем делаются заклинания, потому что он находится под властию диавола, по причине греха первороднаго; читаются молитвы оглашенных; хотя младенец еще не способен к поучению и испытанию, Церковь почла нужным не лишать детей этих молитв и святых обрядов, которые им всегда полезны, для получения обильных даров Господних, только эти обряды несколько сокращены; в некоторых Церквах они соблюдаются во всей точности при крещении взрослых. Восприемники отвечают за младенца, нарекают ему имя, обыкновенно дается имя какого-либо Святаго, котораго младенец почитать будет своим Ангелом, т. е. заступником пред Богом и образцем жизни своей. Восприемники ручаются в своих ответах пред лицем Бога и Церкви, что младенец будет наблюдать все, что они за него обещают; по этой причине они особенно обязаны стараться о наставлении и воспитании его, и в делах, касающихся спасения души, заступать место родителей. Кроме сего, они вступают в духовное родство с новокрещенным и его родителями. Так как существо религии христианской не состоит в внешних обрядах, то в случае нужды пропускаются все церемонии при крещении, и довольно полить только крещаемого водою, говоря существенныя слова таинства крещения: я тебя крещу, во Имя Отца и Сына и Св. Духа. Из этого следует, что хотя еретики и презирают церковные обряды, крещение их однако имеет свою силу, чтоб оно совершаемо было водою естественною, с призыванием Св. Троицы. В случаях опасности или нужды, крестить может каждый: мужчина, женщина и даже неверный; только чтоб он имел чистосердечное намерение делать то, что повелевает Церковь. VII. О миропомазании. В древности миропомазание совершалось в одно время, с крещением, следуя за ним непосредственно; но в последствии, при крещении младенцев, почли за лучшее отлагать таинство миропомазания до лет разумения, чтобы дети были прежде наставлены в вере, к чему не были способны до крещения. Следовательно, родители обязаны по совести, или сами, или чрез других, наставлять детей своих в вере, коль скоро они будут в состоянии понимать наставление. Они должны знать все, что обыкновенно излагается в катехизисе, и что необходимо для их спасения. Им надлежит часто разсказывать о чудесах и благодеяниях Всевышняго, которыя Он творил для людей до воплощения и по воплощении Сына Божия и тем заставить их любить святые Его законы и благоговеть к ним. Наконец дети, готовящиеся к миропомазанию, должны понимать значение всех таинств, праздников и священных обрядов религии. Сам Бог многократно повелевает в Священном Писании. Подобным образом наставлять детей в законе. Восприемники также обязаны иметь об этом рачительное попечение, и когда их духовныя дети лишились родителей, то им надлежит заступить их место. Подобную же обязанность имеют господа в отношении к слугам своим и всем своим домашним. Но более всего духовные пастыри и священники должны прилагать всевозможное старание, чтобы по крайней мере, по воскресеньям и праздникам, определены были часы, в которые дети, собравшись в церковь, могли-бы слушать поучение в законе Божием. Наставники также и наставницы и вообще все, занимающиеся образованием юношества, обязаны обращать на то особенное внимание, чтобы вверенныя им дети, образуясь в разных светских науках, не погубили душ своих по незнанию религии. Дети, получив достаточное, по мнению духовных пастырей, наставление, могут по достижении семи лет, быть представлены для миропомазания. При совершении обрядов миропомазания, Епископ воздевает руки над принимающим это Св. таинство и молит Бога о прощении грехов тем, кои возрождены водою и Духом, и о ниспослании им даров Духа Святаго, а именно: мудрости, разумения, совета, крепости, ведения, набожности и страха Божия. Потом помазывает миром на челе, называя каждаго по имени и говоря: знаменую (Signo te Signo crucis) тебя знамением креста и укрепляю миром спасения, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь. Потом ударяет помазаннаго слегка по ланите, говоря: мир с тобою. Белыя повязки, которыми прежде обвязывали чело, употреблялись для предосторожности, чтобы не коснуться к месту, помазанному миром. В наших странах повязки теперь вовсе не употребляются, а только место, помазанное миром, обтирается хлопчатою бумагою. VIII. О святом мире. Миро употребляется еще при рукоположении в сан архиерейский, при освящении церквей, алтарей и священных сосудов; но слова молитвы показывают, что оно особенно назначено для таинства миропомазания. Вода, которою мы омываемся при крещении, изображает первое действие благодати, очищающей и изглаживающей грехи наши; помазание миром изображает второе, т. е. вселение в душу нашу Св. Духа и Его освящающей благодати. Не смотря на то, что в крещении уже получено и помазание, возложение рук и помазание на челе миром, при сообщении таинства миропомазания, очень важно, потому что делает нас совершенными христианами и укрепляет против врагов спасения нашего. Нам угрожают постоянно три весьма опасные врага: диавол, всегда готовый уловить нас; мир, т. е. общество и пример развратных людей; плоть, т. е. наши похоти и худыя склонности. Против этих врагов особенно укрепляет нас св. миропомазание. Миропомазуемый знаменуется знамением креста на челе, для показания, что мы не должны стыдиться креста Господня и христианскаго смирения, которое людям гордым или неверным кажется унизительным и презренным, и что мы обязаны ставить себе за честь, когда мы принадлежим Иисусу Христу и подражаем Его страданиям. По этой причине епископ ударяет слегка по ланите миропомазаннаго, давая ему этим знать, что он для Бога должен переносить терпеливо все неприятности этой жизни. Хотя это таинство не так необходимо для спасения, как крещение, но великий грех пренебрегает им. Миропомазание принимается только один раз в жизни, потому что оно, подобно крещению, сообщает печать дара Духа Святаго, или так называемый неизгладимый характер. IX. О таинстве Евхаристии и о священном жертвоприношении или обедне. Для совершения жертвоприношения требуется много приготовлений. Место приношения должно быть освящено, т. е. оно должно быть или торжественно освященная Церковь, или, по крайней мере, образная (Oratoire), или часовня, освященная Епископом. Престол, на котором имеет почивать пресвятое тело Иисуса Христа, должен заключать в себе мощи святых; он освящается епископом, со многими молитвами, с помазанием и каждением и соблюдением предписанного Церковию обряда. Священные сосуды, утварь и украшения престола также освящаются особенными благословениями, чтобы все содействовало к показанию величия и святости этого Божественнаго таинства. Обедня, по надлежащему порядку, должна быть совершаема между третьим и шестым часом церковной службы, т. е. когда отпета будет большая часть священнических молитв. Священник, имеющий отправлять обедню, молится на особом месте, читая псалмы приготовляющие к священнодействию, и размышляя о величии таинства, к которому приступает. Потом, освятив воду, окропляет ею народ, припоминая ему крещение и духовную чистоту, с которою он должен находиться при жертвоприношении. После сего, священник вместе с диаконом и иподиаконом, окруженный аколитами или свеченосцами, одетыми по чину, несущими кадило и свечи, отправляется торжественным ходом к престолу, между тем хор (клирос) поет антифоны и псалмы, которые называются по этой причине входом (Introit). Священник, став пред ступенями престола, кланяется низко и исповедует вообще грехи свои, препоручая себя молитвам окружающих его священнослужителей, которые, после него, также читают свое исповедание грехов. В этой исповеди молят Бога о прощении ежедневных грехов и слабостей, чтобы к совершению Св. Таин приступить с совестию чистою, сколько это возможно человеческой немощи, и по этой причине повторяется многократно Kyrie eleyson, что на греческом языке значит: Господи помилуй. X. Продолжение обедни. Проповедь и дароприношение. Между тем, проповедник восходит на амвон, или кафедру, откуда говорит народу поучение на его отечественном языке, чтобы незнающие церковнаго латинскаго языка не были лишены Слова Божия. В иных церквах священник, восшед на амвон, молится прежде, вместе с народом, за церковь, за живых и мертвых, читает Символ веры, молитву Господню, заповеди Божии и церковныя и семь таинств, что у французских католиков известно под именем pr o ne. – Потом, прочитав Евангелие, на сей день назначенное, поясняет оное или извлекает из него нравственное наставление. Вот первая часть обедни, относящаяся преимущественно к наставлению верных; по сей причине она прежде называлась обеднею оглашенных, потому-что они в это время могли и должны были находиться в церкви. Другая часть обедни называется offertorium т. е. дароприношением. Священник, возвратившись к престолу, в другой раз приветствует народ, потом совершает приношение хлеба и вина, из которых состоит вещество (Materia) жертвы и это приношение есть как-бы первая жертва, которую мы приносим Богу, из веществ, которыя назначены для пищи нашей, и скоро будут употреблены во славу Его. Хлеб, употребляемый для жертвы, должен быть без закваски, по уставу Римской Церкви; к вину примешивается не много воды, для напоминания воды, истекшей с кровию из прободеннаго ребра Христова, и для означения: во первых, соединения в Иисусе Христе природы Божеской с природою человеческою; и во вторых – соединения Церкви с Иисусом Христом. Потом, священик каждением воздает честь жертв и молит Ангелолв вознести пред престол Всевышняго благоухание фимиама, которым изображаются молитвы верных; за сим принимаются приношения народа, но только в церквах, где еще существует это старинное обыкновение. В этом случае, всем приносящим дары дает целовать Дискос, что называется лобзанием мира; потому что это целование делается в знак примирения с ближними и совершеннаго прощения, которое, по словам Спасителя, необходимо при дароприношении. И так, если принесешь дар твой к алтарю, и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Матф. V, 23 – 24). В старину все действительно целовали друг друга, и каждый приносил хлеб и вино для жертвы, которою потом приобщался. Отсель получило начало обыкновение приносить Церкви в дар хлеб, при обедне за усопших, и также хлеб, который, в некоторых церквах, особливо французских, освящается священником на Литургии и разделяется народу, в знак общения. Хлеб этот напоминает верным Евхаристию, подобно как освященная вода напоминает крещение. Кроме сего, народ приносил еще свечи, деньги и другия вещи, которыя дарил или духовенству, или церкви, или бедным. Священник, приняв приношения верных, умывает руки, моля Бога о душевной чистоте и невинности, которыя необходимы при столь священном действии; потом препоручает себя молитвам присутствующих и этим оканчивает вторую часть обедни. XI. О Жертвоосвящении. (Consecratio) Будучи таким образом приготовлены, возвысив сердца наши над всеми земными помыслами и соединяясь духом с небесными Силами, для общаго прославления величия Всемогущаго, мы ожидаем, с величайшим благоговением, Единороднаго Сына Его, готоваго сойти на престол силою и наитием Св. Духа. Между тем священник читает тихо молитвы, называемыя Каноном (Canon), т. е. правилом или уставом, по которому освящаются дары, и который никогда не переменяется, какая-бы ни совершалась служба. Канон этот состоит из пяти молитв. В первой священник молится за всю Церковь, а именно: за святейшаго Отца Папу Римскаго, за Епископа, за Благочестивейшаго Государя, за тех, за которых особенно должен молиться и за всех присутствующих. Далее, вспоминает Богородицу, Апостолов и некоторых мучеников, испрашивая заступления их пред Богом. За сим подъемлет руки над жертвою и произносит вторую молитву, потом читает третью молитву, в которой выражается евангельское повествование об учреждении Евхаристии и освящает дары, произнося собственныя слова Иисуса Христа. Этими тайнодейственными, всемогущими словами Господа, который словом Своим создал небо и землю, существо хлеба и вина обращается в существо тела и крови Иисуса Христа; но виды, или знаки хлеба и вина остаются теже, ради слабости человеческой природы, которая не могла-бы вкусить иначе тела и крови Христовых. И хотя Он, под сими видами, находится живый, нераздельный и в той-же славе, которую имеет на небесах, однако разделение видов хлеба и вина представляет и напоминает нам отделение Св. крови Его от тела на кресте и Его горькое страдание; ибо Он на престоле находится как Агнец, принесенный за нас на заклание в жертву. Сколь скоро тайнодейственныя слова освящения произнесены, священник поклоняется уже действительно присутствующему на престоле Иисусу Христу, и возносит безкровную жертву для показания ея народу, который поклоняется ей, припадая к земле; затем священник продолжает третью молитву канона. Тут он приносит Богу, в память страдания, и воскресения Иисуса Христа, хлеб жизни и чашу спасения, т. е. тело и кровь Сына Божия, моля Господа принять с таким благоволением из рук его Божественную жертву, напоминающую и безкровно возобновляющую жертву крест, с каким Он некогда принял жертву Авеля, Авраама и Мельхиседека, которая была подобием только и преображением этой безкровной жертвы, и чтобы все имеющие приобщаться, исполнились благодати и небеснаго благословения. В четвертой молитве молится за усопших, как тех, за которых обязан молится в особенности, так и за всех вообще. В пятой молитве он воспоминает многих святых и, ударяя себя в грудь, молится, чтобы и мы грешные, по милосердию Божию, получили участие в их славе; затем, подняв жертву, осеняет ею крестообразно чашу и престол, прославляя Пресвятую Троицу. XII. О причастии. Приобщаться должно прежде принятия всякой пищи; даже не позволяется до причащения проглотить каплю воды. Наружность причащающихся должна быть благоприлична и скромна; сердце украшено всевозможною чистотою и невинностию: Ибо кто будет есть хлеб сей, говорит Павел Апостол, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Итак да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест хлеб сей и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, неуважая тела Господня (1 Коринф. XI, 27 – 29) Вкушать телесную пищу может только тот, кто живет, и посему Св. Евхаристия – эта духовная пища полезна тем только, кои принимают ее в состоянии духовной жизни, т. е. благодати. В начале христианства, все находившиеся за литургиею участвовали в жертвоприношении и Церковь желает, чтобы и теперь дети ея приобщались Св. Таин, как можно чаще. Посему, верные, слушая обедню, ежели не могут приобщаться действительно, то должны делать это, по крайней мере, духовно, т. е. иметь искреннее желание соединиться душею с Господом, и приготовить к тому сердце истинным сокрушением. Обедня заключается молитвою, состоящею из благодарения Господу; потом диакон отпускает народ, а священник благословляет его осенением креста. XIII. О обеднях тихих и причастии для больных. Уже с давних времен вошло в употребление приобщаться, кроме обедни, причастием, которое хранится в дароносице, и назначалось прежде единственно для больных. Опасно больным дается причастие под названием " Viaticum ", что значит: напутствование к вечности, чтобы они не оставляли сей жизни без защиты тела и крови Иисуса Христа. Мы должны поклоняться Спасителю нашему на каждом месте, где Он ни находился; следовательно, Дарам Святым отдавать должно тоже самое поклонение, когда они несомы бывают по улице, когда находятся в Церкви, или предлагаются для поклонения народу. Когда священник приходит к больному в дом его, то он приобщает его не прежде, как выслушав исповеди его и прочитав предписанныя Церковию молитвы. Когда приобщается больной священник или диакон, то он прежде должен прочитать Символ веры. XIV. Продолжение об Евхаристии. Таинство Евхаристии есть таинство высшее всех прочих таинств, и потому называется преимущественно Святым таинством. Вода, елей или миро бывают таинствами только при употреблении их; Евхаристия есть таинство всегда, доколе в ней находится Иисус Христос, т. е. доколе существуют виды хлеба и вина. Прочия таинства суть только виды или знаки благодати, хотя впрочем знаки действующие, т. е. не только представляющие, но и приносящие с собою благодать; Евхаристия же имеет в себе источник всякой благодати – Иисуса Христа, истиннаго Бога и вместе истиннаго человека. Впрочем и Евхаристия в некоторых отношениях, может почитаться за знак: во-первых, виды хлеба и вины, освещенные словами Спасителя, суть знаки истиннаго Его в них присутствия; во-вторых, таинство это припоминает нам страдание Иисуса Христа; в третьих, оно припоминает нам, что все мы составляем единое таинственное тело, потому что вкушаем единаго, живаго, с небес сошедшаго хлеба; наконец оно составляет для нас залог и удостоверение, что Господь дарует нам некогда Самого себя открыто, как ныне дарует нам Самого себя, под таинственным заслонов чувственных видов. XV. О таинстве покаяния. Таинство это сходно с крещением в том, что прощает грехи и, подобно крещению взрослых, требует предварительнаго сердечнаго обращения и решительнаго исправления жизни; но отличается от крещения тем, что не отпускает греха первороднаго, будучи учреждено для христиан, впавших в грехи уже после крещения. Оно отличается и в том, что в крещении прощаются все грехи, сколь тяжки и многочисленны ни были-бы они, и от крещаемаго требуется только внутреннее сокрушение, другим же исправительным мерам, со стороны церкви, он вовсе не подвергается: напротив, в таинстве покаяния, не иначе получается прощение, как под условием, что грешник подвергнет себя добровольно эпитимии, или временному церковному наказанию, смотря по важности преступления. Из этого следует, что, желая примириться с Господом и Церковию, надлежит исповедывать все смертные грехи, т. е. сознаться пред священником во всех своих преступлениях, с изъяснением каждаго из них в особенности. Необходимость открывать на исповеди все грехи, даже самые тайные, видна из слов Спасителя, который, посылая учеников своих просвещать светом Божественнаго Евангелия все народы, дунул на них и сказал: Примите Дух Святый. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан. ХХ, 22 – 23). Из этого видно, что священник, именем и властию Иисуса Христа, разрешающий грешника, должен прежде знать внутреннее состояние души его; иначе он не может, как верховный судья, произнести справедливаго приговора, следовательно, не может ни простить грехи, ни лишить разрешения в них. Причина, по которой Церковь, оставляя без эпитимии грешников крещаемых, подвергает оной окрещенных, очень явственна: ибо справедливость требует поступать иначе с теми, кои согрешили, быв еще ослеплены неверием и не имея сильной помощи благодати в борьбе против похотнения, и иначе с людьми уже просвещенными светом Божественной истины, оправданными крещением, удостоенными даров Духа Святаго в миропомазании; которые уже питались небесным хлебом Евхаристии, слушали могущественное и вместе усладительное Слово Божие, утвердились в уповании блаженной вечности; и потом, насладившись толиком духовным благом и преимуществом, осмелились впасть в тяжкие грехи и дерзнули, по словам Апостола Павла, преступлениями своими снова распинать у себя Сына Божия и поносить Его (Евр. VI, 6). Эти люди без сомнения виновны и достойны, чтобы Бог заставил их слезами и трудными христианскими подвигами, снова заслуживать благодать Его, могущую оправдать их и сообщить им, в таинстве покаяния, духовное возрождение и новую жизнь. Для них довольно уже того, что им прощается вина, т. е. вечное за грехи наказание, а требуется только временное удовлетворение правосудию Божию. Покаяние состоит из трех главных частей, а именно: сокрушения, исповеди и удовлетворения. Сокрушение, или внутреннее сетование и болезнование о грехах должно быть сверхъестественное, потому что не довольно болезновать в сердце и сокрушаться о грехах, единственно ради временных побудительных причин, например: что мы грехами нашими навлекаем на себя разныя бедствия или опасаемся от них каких-либо худых последствий и несчастия в этой жизни; но должно, чтобы раскаяние и сокрушение наше проистекало от веры, и имело в виду или безконечную благость Бога, т. е. происходило от сыновней к Нему любви, или по крайней мере, Его правосудие и Его всемогущество, по которым он может вечно награждать или вечно наказывать. Следовательно, сокрушение может быть совершенное или несовершенное. Совершенное сокрушение бывает тогда, когда одна только чистая любовь к Богу заставляет нас гнушаться грехами. Такое сокрушение оправдывает человека пред Богом, в случае опасности жизни, даже и без исповеди; только он должен иметь непреложное намерение исповедаться при первом удобном случае. Но если сетование наше и болезнование о грехах происходит более от внимательнаго воззрения на тяжесть и мерзость пороков, или от страха вечных наказаний, тогда сокрушение это будет несовершенное. Впрочем и сие последнее расположение сердца, как проистекающее от веры, похвально и достаточно для таинства покаяния. Надлежит только иметь при том решительную твердую волю не грешить более, а это самое уже есть начало любви к Богу. XVI. Об исповеди и удовлетворении за грехи или эпитимии. XVII. О покаянии всенародном. Телесных дел милосердия есть семь:
Душевных дел милосердия также семь:
XVIII. О разрешении торжественном и о грехах, представленных разрешению высшей духовной власти. Эти священные обряды имеют целию дать нам понятие о тяжести греха и трудности покаяния. Хотя теперь покаяние общественное употребляется очень редко, однако мы из онаго ясно видим, каково должно быть покаяние тайное, особенно за великие грехи; т. е. что внутреннее сокрушение должно быть велико и испытано временем. Нет греха столь ужаснаго, ктороый-бы не мог быть прощен властию, данною Иисусом Христом церкви своей; но чтобы более внушитьтяжесть великих преступлений. Епископы, сообщая священникам власть разрешать, представляют однако, некоторые грехи собственному разрешению; в таком случае надлежит относиться или к ним, или к назначенным от них священникам. Есть также некоторыя преступления, от которых разрешает сам Папа, или имеющие от него позволение. Все однако удержанныя разрешения отпускаются при опасности жизни, и в таком случае каждому священнику предоставлена власть разрешать от всех грехов. XIX. Об отлучении от церкви и о грехах извинительных. Есть также грехи, для которых таинство покаяния не есть необходимо, т. е. грехи малые и извинительные, которые бывают следствием неведения или человеческой слабости, и в которые легко впасть могут даже самые праведные. Такия суть: небольшия погрешности языка; слова, происходящия от неосторожности, нетерпения, минутной вспыльчивости; краткая разсеянность на молитве, малая потеря времени и тому подобныя погрешения. Для изглажения этих грехов, кроме исповеди имеются другия средства, а именно: пост, молитва, милостыня и другия добрыя дела. Однако гораздо полезнее исповедаться в них, частию для собственнаго смирения, частию для получения советов, какими средствами можно в них исправиться, и даже для самой безопасности, так как мы сами не всегда можем решить, какой грех смертный, а какой извинительный; потому что мы часто обманываемся по нашему самолюбию. Это святое обыкновение – исцелять, посредством исповеди, даже малыя душевныя немощи, осталось навсегда в церкви, и для того таинство покаяния стало употребляться ныне чаще, чем в древности. Но хотя нет необходимости открывать на исповеди малыя простительныя прегрешения, однако кто в них исповедывается, должен непременно иметь внутреннее сокрушение и твердую волю исправиться. Хотя извинительные грехи и кажутся легкими, но пренебрегать ими всегда опасно, и гораздо полезнее очистить от них совесть свою, или исповедию, или другаго рода покаянием, потому что, хотя они и не погашают в нас любви к Богу, но ослабляют ее, и могут постепенно вовлечь в тяжкия преступления. Малейший, но добровольный грех есть всегда в отношении к Богу величайшее зло, хуже всех болезней, потери имущества, телесных страданий, безчестия и даже самой смерти, так что христианин обязан скорее подвергнуться всем временным бедствиям, нежели добровольно и обдуманно преступить волю Всевышняго, хотя бы в вещах незначительных. И вот почему многие, великие святые, горькими слезами оплакивали свои вовсе незначительныя погрешности и каялись в них впродолжение всей своей жизни. Все грехи, как смертные, так и извинительные, проистекают от семи главных греховных источников, кои суть: гордость, корыстолюбие, любострастие, гнев, зависть, чревоугодие, леность. Некоторые прибавляют к ним тщеславие, а вместо лености ставят скуку, или уныние души, происходящее от недеятельности. Но о всех этих грехах будет говорено подробнее в последнем отделении Катехизиса. XX. Об индульгенциях и чистилище. Власть раздавать индульгенции принадлежит собственно одному Папе, как главе Церкви, который награждает сими духовными сокровищами тех, кои читают набожно предписанныя молитвы, в определенные дни исповедаются и приобщаются Св. Таин; присутствуют при известных церковных службах, посещают в некоторые дни определенныя Церкви; ходят на поклонение святым местам или мощам, творят милостыню и другия добрыя дела. Епископам же IV Латеранский Вселенский Собор 1215 года позволил только при освящении храма давать индульгенцию одного года, а в прочих случаях не более сорока дней. Самая торжественная индульгенция бывает во время юбилея, так названнаго, от юбилея ветхозаветнаго, который совершался у евреев после каждых 50 лет и продолжался целый год. В это святое время прощались долги, отпускались на волю пленные и рабы, и проданныя наследственныя земли возвращались к прежним владельцам (Левит. XXV – XXVII). В римско-католической церкви, пространство времени между одним и другим юбилеем сокращено целою половиною, и теперь юбилей повторяется по истечении 25 лет, и, сверх того, бывают юбилеи чрезвычайные, по случаю войны с неверными или в трудных обстоятельствах Церкви. Индульгенции сделались душеспасительным средством с того времени, когда смягчены древния эпитимии, потому что с послаблением эпитимии правосудие Божие не переменилось; следовательно, мы должны опасаться, удовлетворительна-ли за грехи наша та малая эпитимия, которая в наше вреям возлагается, тем более, что немногие подчиняют себя добровольным покаяниям. Итак мы должны не пропускать случаев, в которых можно воспользоваться этой милостию Церкви, вяжущей и разрешающей именем Иисуса Христа; но при том мы должны помнить, что индульгенция, заменяя эпитимию или временное удовлетворение за грехи, не заменяет внутренняго сокрушения, и полезна тем только, кои истинно обращаются к Богу, с твердою волею избегать всякаго добровольнаго греха; потому что нельзя удовлетворить Богу одними лишь обрядами, и тысячи индульгенций не помогут пред Богом нераскаянному грешнику. Кроме сего, нам могут помочь добрыя дела людей добродетельных и набожных, которые молятся или постятся за нас, и этим испрашивают нам благословение небес. Это есть духовная польза, которую мы извлекаем из общения Святых. По этой причине мы должны усердно молить друг за друга и препоручать себя молитвам праведных, живущих на земле, а еще более ходатайству Святых, торжествующих уже на небесах. Но преимущественно это общение Святых есть единое средство для тех, которые оставляют мир сей в состоянии благодати, но, или виновными в грехах простительных, или не исполнив эпитимии, должной за грехи, следовательно, неудовлетворив вполне правосудию Господню. Время и поприще заслуг уже для них кончились, и им могут пособить только молитвы живых; а между тем они лишены лицезрения Божия и страдают в чистилище, где они должны совершенно очиститься от греховных скверн, или, по словам Спасителя, заплатить правосудию Господню до последней полушки (Матф. V, 26), чтобы могли войти в царство небесное, в которое не войдет ничто нечистое (Откров. XXI, 27). По сей причине Церковь всегда молилась и молится за тех, которые умерли в мире и общении с нею, и принося за них Богу безкровную жертву, милостыни и другия добрыя дела. ХXI. Об елеосвящении. Ежели когда-либо, то особливо при смерти, мы нуждаемся в сильной помощи Всевышняго. Нападения и искушения невидимых духовных врагов наших бывают тогда сильнее и опаснее, между тем дух наш терпит также от разслабления тела. В этом бедственном положении, мы имеем сильную помощь и духовное утешение в таинстве елеосвящения, о котором Св. Иаков Апостол говорит в следующих словах: Болен-ли кто из вас; да призовет пресвитеров Церкви, чтобы они помолились над ним, помазав его елеем во имя Господне: и молитва веры исцелит больнаго, и Господь возставит его и грехи, какие он сделал, простятся ему (Иак. V, 14 – 15). Итак таинство это имеет троякое действие: во-первых, отпускает грехи простительные, и остатки других грехов, уже отпущенных или забытых; во-вторых, укрепляет больнаго в страданиях и борьбе с ужасами смерти, ободряет его и умножает освящающую благодать; в третьих, возстанавливает даже здоровье телесное, если только оно полезно для спасения души. Строители или совершители этого таинства суть священники, а видимый знак благодати помазание елеем, с молитвою. Елей – особенно хорошо изображает действие сего таинства, потому что он употребляется для исцеления ран и укрепления тела. Таинство это принимается обыкновенно в опасной болезни, но не должно откладывать его до последней минуты. Некогда больные относимы были в церковь для принятия елеосвящения, но теперь они обыкновенно принимают оное у себя дома. Священник, вошед в комнату болящаго, благословляет его, и если нужно, или если он еще не исповедался, приготовляет его прежде к таинству покаяния; потому что принимающему елеосвящение должно находиться в состоянии благодати. Потом он поучает его вкратце о цели и духовных плодах сего таинства, и о приготовлении с каким надлежит принимать оное, т. е. верою, усердием, преданием себя на волю Божию, отторжением сердца от настоящей жизни, и внутренним сокрушением в грехах. Затем, священник, с присутствующими, став на колени, читает литании или призывания святых; после чего приближается к больному и читает над ним несколько молитв. Потом помазывает болящаго крестообразно елеем, освященном для сего употребления в великий четверток на обедне, говоря при каждом помазании: "чрез это святое помазание и по своему всеблагому милосердию, да простит тебе Господь согрешения слуха, видения, вкуса, обоняния, осязания", прибавляя при каждом помазании особенное чувство. Помазаний этих делается семь: на очах, ушах, ноздрях и устах – за грехи видения, слуха, слов и вкуса; на груди – за грехи сладострастия; два последния помазания делаются на руках и ногах. Помазанныя места тотчас обтираются хлопчатою бумагою, которая после сожигается, дабы не подвергнуть св. елея неуважению. Священник читает еще несколько молитв, в которых просит Бога укрепить больнаго, облегчить его страдания, успокоить страсти и простить согрешения. Потом делает ему вопросы, касательно важнейших истин веры, и убеждает его возбуждать многократно в сердце своем благоговейныя чувства веры, надежды и любви, чтоб тем лучше и без страха мог он приготовиться к смерти. Молитвы, которыя читаются при совершении этого таинства, различны, смотря по местным обыкновениям церквей, и их можно, в случае нужды, пропустить, ограничиваясь одними только помазаняими и словами, с которыми оныя совершаются. Если-бы больной выздоровел, что случается очень часто, то, в случае новой опасной болезни, он может быть соборован, потому что елеосвящение повторяется многократно. XXII. О таинстве священства. Вступление в чины священства есть Тонсура, т. е. пострижение, которое не составляет степени священства, а только означает святый обряд, приготовляющий к первым степеням онаго, или переход из звания мирскаго в духовное. К пострижению принимаются молодые люди 12-ти или 14-ти лет, для лучшаго их воспитания в семинариях и приготовления к священнической жизни. Но какого-бы они ни были возраста, всегда непременно требуется, чтобы они были люди свободные, миропомазанные, знали хорошо катехизис, и умели читать и писать. Епископ должен или сам избрать их или, по крайней мере, быть уверен, что они поступают в духовное звание не для временных выгод, не для приобретения духовных мест (Beneficium), не для дарованных духовенству преимуществ; но единственно, чтоб верно служить Богу и ближнему. Следовательно, никто не должен решаться вступать в духовный сан, если он не чувствует себя способным к нему, и доколе не убедится внутренно в искренности и чистоте своего намерения. Тонсура или пострижение есть принятие духовной одежды, и вступление в жизнь священническую. Обряд пострижения следующий: Епископ прежде всего молит Бога, чтобы те, коих он постригает, столько-же переменились в сердце, сколько в одежде, и во время пения (XV) псалма, в котором выражается предание и посвящение себя на служение Богу, он отрезывает постригаемым немного волос. За сим поется другой (XXIII) псалом, который показывает, какую чистоту сердца должны наблюдать те, кои входят в дом Господень – и между тем надевает на них белый стихарь, одежду чистоты духовной, и молит Бога облечь каждаго из них в новаго человека. Потом объявляет постриженным или (причетникам) Клирикам, что они перешли уже в церковное ведомство и теперь должны преимущественно стараться угождать Богу скромностию в одеянии, чистыми нравами и добрыми делами. С этого дня, они должны являться в обществе не иначе, как в духовном платье и с тонсурою на голове. XXIII. О низших и высших степенях священства. К трем последним, высшим степеням священства относятся иподиаконы, диаконы и священники или пресвитеры. Они посвящаются служению церкви уже с тем намерением, чтоб более никогда не оставлять своего звания и не могут вступать в брак, что не запрещается первым четырем степеням. Для сего, в иподиаконы принимают уже только таких, которые сделали обет вечнаго целомудрия. По этой причине, при рукоположении их, или при возведении на три последния степени, совершаются многие обряды, читаются литании всем святым, потом, при многих трогательных молитвах, облекают их в священныя одежды. Пять первых степеней, предшествующих диаконству, учреждены, можно сказать, только для помощи диаконам, которых рукоположение во многом сходно со священническим. Подобно священнику диакон представляется епископу от имени всей церкви, чрез архидиакона, который свидетельствует, что он достоин. Епископ спрашивает еще мнения и свидетельства народа, а в церкви французской делаются, еще прежде, о вступающих в диаконство и священство троекратныя с амвона оглашения, подобно как о лицах, желающих сочетаться браком. Подобно священнику диакон получает Духа Святаго возложением рук епископа, с тою однако разницею, что на диакона возлагаются руки для получения благодати противиться искушению сил адских, а священнику сообщается этим власть отпускать грехи. Диаконы и все низшие церковнослужители заступают место ветхозаветных левитов, которых должность была носить Скинию Завета, служить во храме и хранить оный. Таким образом и новозаветные левиты обязаны заботиться о внешнем благолепии церкви, а еще более иметь попечение о церкви одушевленной, т. е. о собрании верных; они должны наставлять их своими поучениями и назидать добрыми примерами. Священникам соответствуют в Ветхом Завете жрецы от рода Ааронова, которые были обязаны приносить Богу жертвы, отделять прокаженных и нечистых, и очищать народ посредством различных обрядов. Епископ епархиальный, который должен быть всегда один в целой епархии, как главный пастырь словеснаго стада, соответствует первосвященнику. Кроме возложения рук, епископ и священник освящаются еще помазанием. Руки священника помазываются елеем оглашенных, руки же и голова Епископа св. миром. При рукоположении, каждому из посвященных подается знак, изображающий главную его должность: диакону – Евангелие, которое теперь он может читать всенародно в церкви; священнику – чаша и жертва, которыя он должен освящать; епископу подают посох, или жезл пастырский – знак власти судить и исправлять, перстень в знак духовнаго обручения с церковию, которою он должен управлять и книгу Евангелия, которое он должен проповедывать. Здесь заметим, что в первоначальной христианской церкви право проповедывать принадлежало исключительно епископам. Таинство священства не повторяется и оно сообщает неизгладимый характер, который не отнимается у священников даже и за преступления; но за тяжкия пороки иподиаконы, диаконы, священники и епископы лишаются права исполнять свои должности или на время, или навсегда. XXIV. О таинстве брака. Иисус Христос возстановил брак в первобытное состояние его, образуя из него соединение одного мужа с одною женою – соединение такое, что две души должны некоторым образом существовать в одном теле; – соединение столь нераздельное, что одна только смерть может расторгнуть крепкия узы его. А для большаго облагорожения и освящения этого важнаго для человечества союза, Иисус Христос причислил брак к таинствам церкви своей и сообщил ему особенные дары благодати, которые-бы посеяли в сердцах супругов взаимную, истинную, христианскую любовь, и помогли им свято исполнять все обязанности их многотруднаго звания. Видимые таинственны знаки благодатных даров суть: слова жениха и невесты, свидетельствующия о взаимном согласии на супружеский неразрывный союз, благословение священника и прочие церковные обряды. Самый-же брак есть знак и подобие совершеннаго соединения Иисуса Христа с Его духовною невестою, т. е. Церковию, которую Он создал себе кровию и водою (причащением и крещеним), истекшими из прободеннаго копием ребра Его, когда Он, как второй Адам, по словам святаго Августина, преклонив главу свою, уснул на кресте (S August Tract. 120 in Ioannem). На это духовное значение брака указывает Апостол Павел, заключая разсуждение свое о должностях мужа и жены, следующими словами: Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и церкви (Ефес. V, 32). Цель брачнаго союза есть троякая: 1) Законное рождение детей (Быт. I. 28), которые, сделавшись чрез крещение детьми Церкви и, быть воспитаны в страхе Божием, должны умножить царство Христово на земле, а потом обрести царство небесное. Следовательно, каждый вступающий в супружество с какою либо другою целию погрешает и против таинства церкви, и даже против естественнаго установления брачнаго союза. Желающие сочетаться браком обязаны наперед исполнить все постановления и условия, предписанныя церковию и государством. Брак должен заключаться в церкви, в присутствии приходскаго священника и, по крайней мере, двух свидетелей. В три праздничныя дня, после проповеди, во услышание всей цкркви, делается троекратное оглашение о желающих вступить в супружество, для того, чтобы узнать: нет-ли между ними какого либо родства плотскаго либо духовнаго свойства и ли других законных препятствий. Для лучшаго открытия этих препятствий, а еще более для избежания частных случаев непостоянства, пред оглашениями, делается, в присуствии родных и знакомых, обручение, которое, хотя не есть необходимо, но будучи сделано однажды, обязует обе стороны, под тяжким грехом, сохранять данное слово и не может быть расторгнуто иначе, как вследствие важных причин и по взаимному согласию. Между тем, жених и невеста молитвами, дробрыми делами, непорочностию нравов, приготовляются к своему новому званию. В день венчания оба должны очистить совесть свою исповедью, а сердце и душу свою освятить причастием. XXV. О обрядах бракосочетания. Если новобрачные венчаются первый раз, или если по крайней мере, невеста не была замужем, тогда священник дает им благословение, так называемое каноническое. Прежде читает CXXVII псалом Давида: Блаженны все боящиеся Бога, ходящие в путях Его, и прочее, в котором красноречиво начертана картина благословений Божиих, осеняющих добродетельное супружество. Потом, в двух следующих молитвах, испрашивает им у Бога тех благословений, коими он наделил первых патриархов, чтобы Дух Святый поселился в сердцах их и соединил их искреннею любовию; чтобы Он их хранил от всех несчастий и от всех врагов видимых и невидимых и, оканчивая вторую молитву, желает им видеть не только внуков, но и детей внуков своих. Вступающим во второй брак, или когда невеста вдова, сего благословения не дается. Если брак заключается пред обеднею, чего устав церковный и требует, и новобрачные при ней находятся, тогда читается особенная литургия, известная под именем литургии новобрачных, составленная из прераснейших мест Священнаго Писания, имеющих отношение к браку, и в таком случае благословение каноническое дается тотчас после молитвы Господней. Обряд венчания заключает священник крестообразным осенением новобрачных, говоря: Да низойдет на вас и всегда пребывает с вами благословение Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Вернутся к оглавлению |
||
![]() |
![]() |