Катехизис

О любви

  1. О любви к Богу и ближнему.
  2. О заповедях Божиих вообще.
  3. О первой Заповеди.
  4. О второй Заповеди.
  5. О третьей Заповеди.
  6. О четвертой Заповеди.
  7. О пятой Заповеди.
  8. О шестой Заповеди.
  9. О седьмой Заповеди.
  10. О осьмой Заповеди.
  11. О девятой и десятой Заповедях.
  12. О заповедях церковных.
  13. О днях праздничных.
  14. О праздниках в честь святых.
  15. О посте и воздержании вообще.
  16. О постах и воздержании в особенности.
  17. О совершенстве христианском.

I. О любви к Богу и ближнему.
Христианская любовь есть дар Божий, сверхъестественная добродетель, или Духом Святым влиянная в душу нашу благодать, которая побуждает нас любить Бога для Него самого, как высочайшее благо, выше всего созданнаго, а ближняго, как самих себя, для Бога. Какова должна быть наша любовь к Богу, этому поучает Он нас Сам, говоря к Израилю в книге Второзакония: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими, и слова эти, которыя я тебе сегодня заповедаю, должны остаться в сердце твоем, ты будешь их внушать детям твоим и размышлять о них дома и в дороге, ложась спать и пробуждаясь. И навяжешь их как знамение на руку твою, и всегда держать их будешь пред глазами твоими, и напишешь их над порогом и на дверях дома твоего (Второзак. VI, 5, 9). Иисус Христос, искушаемый одним из еврейских законников, который спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? повторил вышесказанныя слова своего небеснаго Отца: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь (Матф. XXII, 37, 38). То есть, мы должны стараться все наши мысли, желания, слова и дела относить к Богу. Ему одному благоуждать, предпочитать Его всем тварям, даже всем нашим пользам и выгодам. И для того мы должны быть готовы лучше все претерпеть, лишиться всех временных благ и даже самой жизни, нежели оскорбить Бога преступлением или нарушением Его св. заповедей. Пример этой христианской любви мы видим на св. мучениках, которые кровию своею запечатлели эту великую Христианской Религии истину.

Дабы христианская любовь к Богу была совершенна, мы должны любить Его не потому только, что Он для нас безконечно благ и милостив, что Он нас уже в настоящей жизни безчисленными осыпал благодеяниями, но преимущественно потому, что Он есть единое, безконечное и сам по себе достойнейшее нашей любви благо. Чистая, высокая христианская любовь видит в Боге Его величие, Его всеблагость, Его премудрость и Его прочия безконечныя совершенства, пленяется, восхищается ими и приходит в восторг, подобно Ангелам и блаженным, созерцающим на небе Его всемогущество и славу. Вот что называется любить Бога для Него самого; и к достижению этой любви мы должны стремиться всеми силами и молить об ней Всевышняго, Который один может пролить эту благодать в сердца наши. Но, любя Бога выше всего, христианин обязан еще любить и своего ближняго, как самого себя, и любить его для Бога; то есть, мы должны любить нашего ближняго единственно для того, что так Бог повелевает и что ближний, подобно нам, создан по образу и подобию Божию. Следовательно, имея такую чистую любовь к нашему ближнему, мы тогда в нашем ближнем любить будем самого же Бога. Спаситель, ответив законнику, что наибольшая заповедь есть любить Бога, непосредственно присовокупил: Вторая же подобна ей; возлюби бляжняго твоего как самого себя (Матф. XXII, 39); то есть, мы должны ближнему нашему желать и делать тоже, чего желаем себе от других. Но как обязанность каждаго христианина есть любить себя для Бога, желать себе истиннаго счастия, пещися о вечном своем блаженстве, о временных же житейских потребностях заботиться столько, сколько это непротивно заповедям Божиим и церковным, то и любовь его к ближнему должна стремиться к той же цели, то есть, он должен любить ближняго, не нарушая ни в чем воли Божией.

Под именем ближняго, разумеются здесь все люди вообще: христиане, евреи, турки, язычники, хотя бы даже они были наши жестокие враги. Христианская любовь не исключает ни одного их них, но всем вообще велит творить добро, сообразно с их нуждами и нашею возможностию. Ибо любить тех, которые нас любят, любить людей нам благодетельных и любезных, это есть склонность врожденная всякому человеку. Ибо если вы будете любить любящих вас, говорит Христос, какой вам ожидать награды? и мытари не тоже ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особеннаго делаете? и язычники не тоже ли делают? (Матф. V, 46, 47). Но мы должны любить всех для Бога и в Боге, и в таком только случае любовь наша может называться истинно христианскою, божественною добродетелью.

Эта христианская любовь столь необходима для человека, что без нея невозможно приобресть вечнаго спасения. Этому поучает нас убедительно Св. Павел Апостол: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, медь звучащая, или кимвал звенящий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею все познания и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если роздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то сие ни к чему не послужит мне (I Коринф. XIII, 1 – 4).

II. O заповедях Божиих вообще.
Любовь нашу к Богу и ближнему мы доказываем преимущественно верным исполнением заповедей Божиих, ибо чтоб любить Бога, должно хотеть того, чего Он хочет и исполнять то, что Он повелевает; кто же противится Его святой воле, тот не любит Его. Иисус Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит меня… Не любящий Меня слов Моих не соблюдает (Иоан. XIV, 21 – 24).

Заповедей Божиих есть десять и посему на греческом языке называются они Декалогом, то есть, Десятословием. Они были даны Самим Богом, с вершины горы Синая, где Он явил присутствие Свое в огне и облаках, и при сильном громе, сопровождаемом молниями и трубными гласами, объявил святую волю Свою Израильтянам, чрез вождя их Моисея, после освобождения их от египетскаго рабства. Заповеди эти начертаны были Божественным перстом на двух скрижалях, или каменных досках; первая имела три заповеди, касающиеся любви Бога; вторая же заключала семь прочих, относящихся к любви ближняго. И для того Иисус Христос сказал, что эти две заповеди суть наибольшия в законе. В сих двух заповедях состоит весь Закон и Пророки (Матф. XXII, 40).

Заповеди Господни исчисляются в следующем порядке:

Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства.

  1. Не имей богов иных, кроме Меня.
  2. Не принимай имени Господа Бога твоего напрасно.
  3. Помни, чтоб святить день субботний: шесть дней делай и сотвори в них все дела твои, день-же седьмый,– суббота, Господу Богу твоему.
  4. Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле.
  5. Не убей.
  6. Не прелюбодействуй.
  7. Не укради.
  8. Не говори на ближняго твоего свидетельства ложнаго.
  9. Не пожелай жены ближняго твоего.
  10. Не пожелай дома ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего что только принадлежит ближнему твоему (Исх. ХХ).

Все христиане, под страхом вечнаго мучения, обязаны исполнять заповеди Господни, за исключением только третьей заповеди, касающейся субботы, которой празднование, еще в самом начале христианства, перенесено Апостолами на воскресный день; ибо вопервых, все они относятся к естественному закону, который написан не на каменных досках, как говорит Св. Павел Апостол (2 Коринф. III, 3), но на плотяных досках сердца, и к исполнению коего все люди без изъятия обязаны; и вовторых, Иисус Христос, в Евангелии (Матф. XIX, 17), повелевает, для получения вечной жизни, сохранять заповеди: Если хочешь войти в жизнь вечную сохрани заповеди. Он даже научил понимать и исполнять закон Моисея гораздо совершеннее, нежели как его понимали фарисеи и прчие еврейские толкователи. Наконец Собор Тридентинский предает анафеме каждаго, который бы осмелился утверждать "что десять заповедей не касаются до христиан" (Заседание VI, канон 19).

Наконец мы должны знать и верить, что с помощию благодати Божией мы в состоянии исполнить все заповеди Господни и Бог не отказывает в этой благодати никому, просящему об ней надлежащим образом. "Ибо Бог ничего невозможнаго не повелевает; повелевая же, Он поучает нас делать то, что возможно, просит о том, что нам кажется невозможным: и Он помогает, чтобы это было возможно". Таким образом выражается Св. Тридентинский Собор (Заседание VI, гл. 11), основываясь на словах Св. Августина. Св. Иоанн Богослов (в 1 Посл. V, 3) говорит: "в том и любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки". Но еще прежде сказал Спаситель: Ибо мое благо, и бремя мое легко (Матф. XI, 30).

III. О первой Заповеди.
В первой Заповеди, Господь, указывая на самого себя, повелевает человеку познавать Его, веровать Ему, надеяться на Него, покланяться и служить Ему, как высочайшему существу, как Создателю и Верховному Владыке вселенной. Из этого следует, что каждый христианин обязан в совести учиться Богопознанию, как важнейшему из всех знаний, стараться просветить ум свои истинною верою, которая, открывая ему в Боге безконечныя совершенства, показывая в нем всемогущаго Творца, Промыслителя и Спасителя рода человеческаго, повела бы его к другим христианским добродетелям, к божественной надежде и любви, и заставила бы его повергнуться в прах пред Его всевышним престолом и принести Ему священную жертву всесожжения из своего ума, сердца и воли своей, то есть, покланяться Ему в духе и истине. Мы покланяемся Богу двояким образом: душею и телом, и потому Богопочитание бывает внутреннее или наружное.

Внутреннее богопочитание состоит в том, когда мы в глубине души нашей смиряемся пред Богом, подчиняем ум и волю нашу Его святому Промыслу, не употребляя притом ни слов, ни внешних телодвижений, которыя бы обнаруживали внутренний, так сказать, разговор души нашей с Богом. Такое внутреннее поклонение особенно угодно Господу, Который проникает сердца наши, и мы можем непрестанно, на всяком месте и во всех обстоятельствах, приносить Ему эту жертву наших внутренних молений, вдохов, нашего к Нему высочайшаго благоговения, слом – жертву всех движений нашего сердца, уповающаго на премудрость, могущество и любовь Всевышняго к человекам.

Наружное богопочитание состоит в том, когда внутреннее чувство благоговения человека пред Богом обнаруживается словами, голосом, телоположением, или вообще наружными знаками; когда мы с боговдохновенным Псалмопевцем или возносим руки и очи наши к небу, или подобно ему вещаем: Придите, поклонимся, падем, преклоним колени пред лицем Творца нашего (Псал. XCIV, 6). Но это наружное Богопочитание всегда должно быть следствием внутренняго, иначе оно будет только ненавистным Богу лицемерием, о котором говорит Бог чрез Исаию Пророка (XXIX, 13): Народ этот чтит Меня устами своими, но сердце его далече от меня. Впрочем не довольно для нас одного внутренняго Богопочитания, мы обязаны законами св. веры воздавать Богу то и другое. Ибо:

Во 1-х, наше тело равно как и душа принадлежит Господу, следовательно, мы должны прославлять Бога телом и душею.

Во 2-х, внешния движения нашего тела содействуют к возбуждению в душе нашей тех чувств, коими она должна быть проникнута в отношении к Богу.

В 3-х, мы обязаны нашим добрым поведением назидать нашего бляжняго, следовательно, мы должны наружными доказательствами убедить всех, что мы истинные слуги и поклонники Единаго в трех лицах Бога.

В 4-х, наружная жертва всегда была необходимою обязанностию человека пред Богом; но жертва есть важнейшее действие наружнаго богопочитания, следовательно, мы обязаны покланяться Богу не только внутренним, но еще наружным образом.

Хотя внутреннее Богопочитание гораздо важнее, возвышеннее и приятнее Господу, однако не должно забывать и наружнаго, ибо сам Иисус Христос и его Апостолы подали нам к этому пример, как мы это уже видели в статье о Молитве. Те же, которые покланяются Богу наружно без внутренняго чувства, суть лицемеры и лжецы, потому что поклонение наружное проистекать должно из внутренняго; следовательно, обнаруживать то, чего не чувствует серде, значит лицемерить и лгать.

Доселе мы говорили о том, чего от нас требует первая Божия заповедь: теперь посмотрим, что она нам запрещает. Она запрещает: безбожие, идолопоклонство, ересь, раскол или своевольное уклонение от единства Церкви Божией, вольнодумство, сомнение в вере, чтение книг противных догматам веры, или заключающих насмешки над нею, нерадение в изучении истин веры, леность к молитве и общественному Богослужению, худое поведение в храмах Божиих, волшебство и всякаго рода суеверие, отчаяние, излишнее упование на милосердие Божие, любовь тварей выше Бога, человеконадеяние, т. е. когда кто надеется на дарования, способности и силы свои или других людей более, нежели на милость и помощь Божию.

Из вышесказаннаго мы видим, что первая заповедь запрещает всякое поклонение, не относящееся к Богу; но молясь к Святым, мы им не поклоняемся, а только почитаем благодать Божию, в них обитающую. Итак, Церковь воздает Деве Марии почтение большее, нежели всем прочим Святым, как матери Богочеловека; Ангелов и Святых чтит как усерднейших слуг и друзей Божиих, но никому из них не покланяется как Богу. Такое почитание Святых основывается на Св. Писании и на древнейших преданиях Западной и Восточной Церкви, как это можно видеть из сочинений Евсевия, Василия Великаго, Григория Назианзина, Григория Нисскаго, Епифания, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийскаго и Иерусалимскаго, Амвросия, Августина, Феодорита и многих других, которые для краткости не упоминаются. Тоже самое сказать можно в разсуждении почитания мощей Святых, Креста и Икон, потому что мощи Святых суть дрогоценные остатки тел, бывших некогда храмом Духа Святаго и долженствующих воскреснуть в славе при конце мира.

Крест напоминает нам свмого Иисуса Христа и Его страдание за спасение душ наших.

Иконы, представляя нам важнейшия деяния Святых, поощряют нас идти по следам этих героев добродетели и св. Церкви; по словам Св. Григория Папы, они суть книги, написанныя лицами и вещами, в которых читать могут даже неграмотные и примерами Святых побуждать себя к набожности, к любви Бога и благодарности за милость Святым оказанную и обещанную всем, которые подобно им исполнять будут закон Бога и Его Церкви.

IV. О второй Заповеди.
Вторая заповедь выражается словами: Не принимай имени Господа Бога твоего напрасно. Сущность ея состоит в том, чтобы произносить Имя Божие с величайшим благоговением и сохранять ненарушимо и свято клятвы и обеты, данные нами в славу этого имени. Итак вторая заповедь повелевает воздавать честь и славу Имени Господню, что мы можем исполнить:

Во 1-х, исповедуя с чистосердечием и искренностью Его Святую Веру пред всем светом.

Во 2-х, прибегая к Нему с упованием и моля Его о содействии и помощи во всех наших, как душевных так и телесных потребностях.

В 3-х, призывая Его в свидетели в законной клятве или присяге, если того потребует законное начальство.

В 4-х, исполняя верно данные Богу обеты.

Запрещается этою заповедью все, что противно святости и благоговению к Имени Господню; то есть: всякое напрасное, а тем более лживое употребление этого Святого Имени и все, что несовместимо со святостию всеведущаго Бога.

Грехи против этой заповеди могут быть следующие:

1) Клятвопреступление или неисполнение законной клятвы, ложная присяга, когда ложь утверждается клятвою, божба или легкомысленная напрасная клятва, напрасное, по привычке, употребление клятвенных речений в обыкновенных разговорах. Иисус Христос запрещает все это положительными словами, говоря: Вовсе не клянись: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он град великаго Царя; ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх сего, то от лукаваго (Матф. V, 34 – 37).

2) Ложное толкование или употребление во зло, в шутку, в поругание, слов Св. Писания.

3) Нарушение сделаннаго Богу обета или даннаго Ему обещания и неисполнение какого-либо предпринятаго богоугоднаго дела.

4) Богохуление и святотаство, то есть: когда кто с презрением говорит о Боге, вере и святых, когда оскверняет или предает на поругание храм Господень, когда недостойно принимает Св. таинства, а особливо таинство Евхаристии.

5) Ропот на Бога и жалобы на Его Промысел.

6) И наконец все грехи смертные, потому что все они наносят безчестие христианскому, следовательно и Христову имени.

V. О третьей Заповеди.
Помни святити день субботний: шесть дней делай и сотвори в них все дела твои, день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему.

Это слово, помни, показывает, что это не была заповедь новая, данная Богом в первый раз, в законе писанном, но что она уже соблюдалась от сотворения мира. Суббота значит отдохновение и празднование ея учреждено в память того, что Бог, сотворив мир в шесть дней, в седьмой день почил от дел творения. Это не значит, что Он в то время оставил все действия свои, ибо Он доселе безпрестанно действует, сохраняя творение Свое; но этим выражением Св. Писание, соображаяся с нашими слабыми понятиями, хочет показать, что Бог в седьмой день перестал производить новыя твари.

В Ветхом Завете день отдыха был день седьмой, т. е. суббота, празднуемая доселе евреями, но в Новом Завете празднуется первый день седмицы, то есть, день сотворения мира. Эта перемена введена еще при Апостолах, в память того, что Иисус Христос, в этот день кончив труды свои, понесенные им для спасения нашего, перешел чрез воскресение Свое в вечное отдохновение и в этот же день ниспослал Духа Святаго на учеников своих. Мы его называем днем недельным или воскресным: у св. Евангелиста Иоанна он называется днем Господним (Dies Dominica) (Откр. I, 10). Еще в первыя времена христианства, Апостолы собирались, купно с верными, в первый день недели, для преломления хлеба, то есть, для сотворения таинства Причащения, как это читаем в деяниях Апостольских (II, 42) и в первом послании Павла Апостола к Коринфянам (I. XVI, 2).

Мы должны праздновать этот день, посвящая его Богу, молитве и другим душеспасительным занятиям. Конечно мы должны и все время жизни нашей посвящать Богу, как нашему Создателю и Искупителю; но как Он определил человека на труды и большая часть людей постоянными только трудами снискивает себе пропитание, то Он назначил шесть дней на дела житейския и мирския, а только один предоставил себе, желая, чтобы мы его посвятили Ему и нашим душевным потребностям. Но даже и этого дня значительная часть теряется на сон, на принятие пищи, на некоторый отдых и развлечение, необходимое для здоровья. Следовательно, мы должны как можно большую часть этого дня посвящать молитве, духовному чтению, присутствию у обедни и при других церковных службах, слушанию проповеди и других назидательных поучений в Слове Божием, изысканию средств для спасения душ наших, испытанию нашей совести, приобщению Св. Таин, или по-крайней-мере приготовлению к их достойному принятию в другое удобное время, благотворению, по возможности, нищим, посещению больных, заключенных в темницах; одним словом, мы должны весь этот день духовным упражнениям и часто возбуждать в сердце своем чувства веры, надежды и любви к Богу и ближнему. Но как дела житейския и мирския не могут быть совместны с упражнениями духовными, то в воскресный день запрещаются:

Во 1-х, все телесныя работы, особенно тяжкия механическия, совершаемыя для платы или выгод каких-либо, всякие торги, иски, тяжбы, судопроизводства и т. п. занятия.

Во 2-х, продолжительныя увеселения, как-то: охота, зрелища и разныя игры, которыя занимают много времени и сильно разсеивают дух.

В 3-х, невоздержность в пище и питие, танцы, особливо неблагопристойные, и вообще все, что не делается без греха; ибо хотя в каждый день и в каждое время должно уклоняться от греха, но тем более надобно стараться об этом в дни, посвященные Господу, так как тут обыкновенно более бывает искушений, по причине свободнаго времени, собраний и забав. Однако, как Евангелие есть закон любви, мы не наблюдаем воскреснаго дня с такой строгостию, как евреи, и Св. Церковь позволяет нам занятия, требуемыя необходимостию или проистекающия от христианской любви. Ибо Иисус Христос поучает нас в Евангелии, что творить добро позволительно и в день субботний, и что Он есть Господин и суббот и другим дням. В этой заповеди заключается еще обязанность наблюдать праздники, учрежденные Церковию.

VI. О четвертой Заповеди.
Чти отца твоего и матерь твою, да будешь долголетен на земле, которую Господь Бог твой даст тебе. Это первая заповедь, к которой Бог присоединил обещание. Жизнь в обетованной земле есть образ жизни вечной; но справедливо, чтобы те наслаждались долгою жизнию даже и на земле, кои благодарны виновникам их жизни. Итак каждый должен чтить отца своего, и матерь свою, помня, что без них он не был бы на свете; что он стоил матери своей многих болезней; что воскормление и воспитание его стоило обоим родителям многих трудов и забот. Доколе он находится в юных летах и сила законов подчиняет его власти их, он должен им повиноваться, слушаться их наставлений, и из них извлекать для себя правила жизни, переносить терпеливо исправления и увещания, зная, что он еще не в состоянии управлять хорошо самим собою.

Но и в продолжение всей своей жизни, дети обязаны оказывать почтение своим родителям, помогать им во всех нуждах, стараться о их пропитании, если они бедны, терпеть их слабости и иметь о них особенное попечение в старости их.

Все грехи против бляжняго делаются особенно тяжкими, когда они соединены с оскорблением родителей. С другой стороны, эта же заповедь обязует родителей воспитывать детей своих, пока они не будут в состоянии сами себе приобретать пропитание; образовать ум их, особливо наставляя их в обязанностях религии; исправлять их ошибки с любовию, осторожностию и терпением, чтобы их не огорчать излишне и чрез то не доводить до отчаяния: И вы отцы, не огорчайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Ефес. VI, 4); наконец должны поощрять их ко всему доброму, благородному и высокому собственным примером. Величайшая часть зол и бедствий для церкви и государства проистекает от несоблюдения этой важной заповеди. Худо воспитанныя дети делаются после, в летах возмужалых, строптивыми и порочными, и когда в свою очередь сделаются родителями, то передают безбожие свое и пороки собственным потомкам; напротив того, доброе воспитание переходит в семействах истинно христианских от отца к сыну, от матери к дочерям, в продолжение целых веков.

Под именем родителей разумеются все власти, кои Бог поставил над нами.

Во 1-х, духовная власть: Папа, Епископы, Священники, особенно те пастыри душ наших, от которых мы чрез св. Крещение получили духовное рождение, которые питают нас Словом Божиим и Таинством тела и крови Иисуса Христа, которые нас примиряют с Богом, пекутся о вечном нашем спасении и некогда должны будут отдать за нас отчет Богу. И посему пишет Павел Апостол: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, так как должны будут дать отчет; чтобы они делали сие с радостию, а не воздыхая; для вас это было-бы не полезно (Евр. XIII, 17). Та же самая заповедь обязывает нас иметь сыновнюю любовь и величайшее почтение к священной Особе Государя, ибо Он есть отец великаго семейства – государства, а все подданные Его дети. Бойся Бога, сын мой, и Царя, говорит Соломон (Притч. XXIV, 21), что повторяет и Св. Петр Апостол, говоря: Бойтесь Бога, Царя чтите (1 Посл. II, 17), Отдавайте Кесарево Кесарю и Божие Богу сказал Спаситель (Матф. XXII, 21). Эти слова поясняет Св. Павел в Послании (к Римл. XIII, 1 – 8). Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а существующия власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти противится Божию постановлению; а противящиеся подвергнутся осуждению. Ибо начальники не страшны для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться начальства? делай добро, и получишь от него похвалу. Ибо начальник есть слуга Божий, тебе на добро; если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно меч носит: он Божий слуга, грозный отомститель делающему злое. И потому надобно повиноваться, не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, которые тем самым и занимаются. Итак отдавайте всякому, что должно: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. По сей же заповеди мы должны почитать во 2-х, государственных сановников, всех гражданских и военных начальников, ибо они поставлены властию Государя быть блюстителями законов, и им вверено защищение общественной безопасности. Сюда относятся все наставники, ибо они вместо родителей занимаются вашим воспитанием.

Также почитать, в 3-х, старших возрастом. Пред лицем седаго возстань, говорит Моисей, и почти лице старца: и убойся Бога твоего (Лев. XIX, 32).

Наконец заповедь эта повелевает слугам быть верными и повиноваться господам своим, но не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога; трудиться для них о души, зная, что этим они исполняют волю Божию и за терпение вечное получат награду (Колосс. III, 23). Господа же, со совей стороны, обязаны творить правосудие и оказывать кротость слугам и рабам своим, умирять строгость свою, зная, что и над ним есть Господь на небесах (Ефес. VI, 9).

VII. О пятой Заповеди.
Пятая заповедь запрещает убийство, то есть, причинение смерти людям, каким бы то ни было образом, потому что все они суть братья наши и подобие Божие. Убийство недобровольное может быть прощено, хотя оно всегда есть уже великое несчастие; но умышленный убийца достоин смерти. И если бы такой искал защиты во храме Господнем, то его должно отторгнуть даже от самаго престола и предать казни, как это видно из слов Св. Писания (Второз. XIX). Однако судьи имеют также право предать смерти, по законам тех, кои сделали великия преступления, дабы чрез то поставить вне опасности и защитить граждан мирных и добрых. По этой же причине, позволяется убивать врагов государства, во время законной войны, из повиновения своему законному Монарху. Даже частное лице имеет право, в случае нападения, убить желающаго лишить его жизни, если нет никаких других средств к защите; но запрещается под каким бы то ни было видом мстить врагу своему. Бог предоставил воздаяние за причиненное зло самому Себе, а для совершения этого воздаяния поставил на земле государей, судей и начальников. Из сего следует, что поединок есть великое преступление; ибо здесь частный человек хочет в деле своем творить суд и расправу; притом, он своевольно подвергает собственную жизнь опасности. Мы не принадлежим самим себе, но Богу, и нам не позволено, под каким бы то ни было предлогом, посягать на жизнь нашу. Следовательно, должно ожидать с терпением, пока нас Бог не возьмет от земли, на которой Он нас поставил. Эта заповедь запрещает также все, что может причинить смерть, как-то: отравление, нанесение ран, ударов и т. п. Также она запрещает ненависть и гнев, как главные источники и причины убийства, и все следствия гнева, как то: ругательныя слова, поношения, обиды, распри, ссоры, слова язвительныя (Матф. V, 22). Напротив, она повелевает всеми возможными средствами сохранять жизнь ближних и даже самых жестоких врагов наших.

К этой же заповеди относится соблазн, который можно назвать душевным убийством; ибо он убивает душу ближняго; повергая его в грех. Итак, всякое духовное лице, соблазняющее своею безпорядочною жизнию людей светских; все начальники, дающие своим безнравственным поведением худой пример подчиненным своим; наставники, позволяющие ученикам своим чтение развратных романов и других запрещенных книг; все поучающие невинных юношей порокам, дотоле для них неизвестным; сочинители и продавцы запрещенных верою книг; женщины, желающия понравиться неблагопристойным нарядом – все эти люди причиняют ужасный соблазн ближним своим, и посему они участвуют во всех их грехах и на страшном суде Господнем должны будут отвечать за погибель столь многих душ, искупленных драгоценнейшею кровию Богочеловека. Грех соблазна так велик и так ужасен, что Иисус Христос, хотя исполненный безпримерной кротости, говорил, что гораздо было бы лучше для соблазнителя, если бы на шею его повесили мельничный жернов и бросили во глубины морския, нежели чтобы он соблазнял малейшаго из верных (Матф. XVIII, 6).

VIII. О шестой Заповеди.
Шестая заповедь запрещает человеку подражать неразумным животным, совокупляющимся без разбора, и таким способом употреблять во зло то, что Бог премудро учредил для распространения рода человеческаго. Дело Божие, во всех своих частях и отношениях, добро и совершенно; но нарушение установления Божия, уклонение от цели и от предписанного Св. волею Его порядка, есть великое преступление и зло. Нет в мире зла столь великаго и порока столь постыднаго, гнуснаго, ужаснаго своими несчастными последствиями, как грех любодеяния, который увлекает человека употреблять плоть свою против воли Создателя. Запрещая прелюбодейство, Бог запрещает также, под этим выражением, кровосмешение, блуд и все прочие виды сладострастия и распутства, которые именно запрещены в разных местах Св. Писания, и где об них упоминается, только чтобы показать, как гнусны и мерзостны они пред Богом. Христианам запрещается и говорить о них, разве только когда надобно судить и наказывать подобных преступников. Слова эти основываются на учении Св. Павла Апостола, который в послании к Ефессеям говорит: Блуд же и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым, равно и сквернословие, и пустословие, и шутки, как неприличное, но паче благодарение. Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеют участия в Царствии Христа и Бога. Никто да необольщает вас неосновательными словами, ибо за все сие гнев Божий постигает сынов противления (V, 3, 5).

Довольно знать, что в этом отношении позволительно только то, что освящено святыми правилами супружества. Преступныя плотския удовольствия суть пагубные источники ужаснейших пороков и бедствий. От них проистекают неизлечимыя болезни, расточение имущества, смертельная злоба, ненависть, зависть, несчастная семейственная жизнь между супругами, жестокосердие, лишение законных наследников принадлежащей им доли имущества, отравление, поединки, смертоубийства и прочие, подобные этим, безчисленные пороки.

Для отвращения этого пагубнаго разврата, господь Бог запрещает все, что подает к нему повод, как то: всякия безпорядочныя дела, неблагопристойныя взгляды, слова, песни и разговоры; чтение книг, содержащих постыдныя описания; прикосновения и осязания, возбуждающия похоть; даже самыя мысли, как скоро кто добровольно на них останавливается. Ибо Спаситель сказал: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а я говорю вам: всякий, кто взглянет на женщину с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Матф. V, 28).

На этот порок нет другаго лучшаго средства, как рачительное избежание всех случаев, могущих служить поводом к греху. Этих несчастных, для невинности и добродетели убийственных случаев неимоверное множество; важнейшие из них суть: праздность, любопытство, общество развратных, излишество в пище и вине; неблагопристойные танцы, модные, поражающие скромность наряды и убранства; зрелища, разсказы, напитанные ядом запрещенной любви. Должно избегать всякой излишней привязанности к каким бы то ни было чувственным наслаждениям.

Итак, Бог повелевает нам жить целомудренно, соблюдать нравственную чистоту всегда и повсюду; ибо мы всегда находимся пред Его Божескими очами и нет столь непроницаемых стен и столь густаго мрака, который бы нас скрыл пред Его всепроницающим лицезрением. Мы должны знать, что тело наше есть храм Духа Святаго, освещенный крещением, миропомазанием, а еще более Св. Евхаристиею; что члены наши суть члены Иисуса Христа; следовательно, может ли быть что либо ужаснее порока, как превращать члены Иисуса Христа в члены блудницы и делаться единым с нею телом (1 Коринф. VI, 16 – 20).

Но чтобы приобрести ангельскую добродетель непорочности и целомудрия, надлежит вести постоянную, непреклонную борьбу с самим собою. Для того мы должны вести жизнь в строгом порядке, трудолюбивую, скромную; мы должны умерщвлять бурныя страсти плоти, помня слова Спасителя, что каждый должен нести ежедневно крест свой, что настоящая жизнь не есть время отдохновения и радости, но труда и слез. Главное же средство к достижению небеснаго дара воздержания есть теплая, умиленная, исполненная веры, любви и упования на Бога молитва.

IX. О седьмой Заповеди.
Седьмая заповедь: не укради, запрещает воровство, лихоимство, обман, грабительство и вообще всякое присвоение или похищение чужаго имения хитростию или насилием. Ибо, как общее согласие людей разделило между ними имущества и предписало законы, правила и способы для их приобретения и обладания ими, и как мы сами под кровом этих законов владеем нашим достоянием; следовательно, справедливость требует, чтобы и мы сами наблюдали эти права в отношении к другим, не употребляя ни насилия, ни обмана для лишения кого-либо принадлежащей ему вещи. Если же мы имеем в чем недостаток, то мы должны это приобретать себе законными средствами: трудом, торговлею, службою и т. п.

Мы сказали, что чужое имущество похищается лихоимством, грабительством, обманом и воровством.

Лихоимство состоит в том, когда заимодавцы, пользуясь трудными обстоятельствами ближняго, обременяют должников своих ростом, т. е. процентами; ибо сам Бог запрещает это во многих местах Св. Писания (Исх. XXII, 25. – Лев. XXV, 36, 37).

Грабительство есть явное насилие, причиненное ближнему, для лишения его принадлежащаго ему достояния, как то делают разбойники.

Обман есть присвоение чужой вещи хитростию, как то делается посредством поддельной монеты, ложнаго веса, меры, испорченных товаров и проч.

Воровство или татьба есть тайное похищение чужаго имущества, которое если принадлежит церкви, тогда кража принимает вид более ужаснаго порока, называемаго святотатством. В сем грехе виновны домашние воры, употребляющие во зло доверие господ своих. Надлежит знать, что слугам не позволяется, ни под каким видом, брать что-либо тайным образом, для вознаграждения себя за некоторыя, большей частью только воображаемыя, понесенныя потери; ибо тут люди часто ослепляются корыстолюбием.

Кроме сего, против этой заповеди погрешают чиновники и судьи, когда, взяв от подсудимых подарки, притесняют невинных, а освобождают виновных; помещики и владельцы, изнуряющие подданных своих, или вообще от себя зависящих, работами и налогами; купцы, продающие во время голода съестные припасы слишком высокою ценою; также те, кои через несправедливыя тяжбы присвоивают себе чужое добро, или, будучи здоровы, и в состоянии трудиться, живут от подаяний.

Здесь должно заметить, что грех противу этой заповеди дотоле не отпускается, доколе похищенное у ближняго не будет ему возвращено, и доколе весь ущерб и вред, похищением ближнему причиненный, не будут награжден.

Седьмая заповедь обязует еще отдавать в точности служителям и бедным работникам заслуженныя деньги и воинам их жалованье, ибо это есть цена их пота и крови, и задержание этой платы есть грех вопиющий на небо, за который Господь Бог наказывает обыкновенно еще в настоящей жизни. Эта же заповедь повелевает возвращать в целости вверенное для управления чужое имущество, особенно вдовице и сироте; отдавать без повреждения оставленныя для сохранения или найденныя вещи; и наконец обязует уплачивать долги, а следовательно запрещает входить в долги, если нет нужды удовлетворить заимодавцам.

Из этого следует, что каждый должен беречь данное ему Богом имущество и управлять им с рвением и благоразумием, благодаря Господа Бога, что Он благословил труды или его собственные, или предков его. Но с другой стороны надлежит избегать скупости и любостяжания, а стараться более об изгнании роскоши и ограничении расходов своих, чтобы таким образом некоторая часть доходов наших осталась для помощи бедным, потому что этою заповедию мы обязаны подавать милостыню; и кажется, что Бог для того допустил столь разительное неравенство имуществ между людьми, чтобы тем доставить богатым случай творить величайшую из добродетелей – милосердие.

X. О осьмой Заповеди.
Осьмая заповедь запрещает преимущественно ложное свидетельство в суде или пред начальством, для осуждения невиннаго. Она запрещает всякую клевету, то есть: всякое ложное обвинение, когда приписывается ближнему то, чего он не сделал. Далее, запрещается злословие, то есть: поношение, хуление, ославление, наговаривание и все, чем роняется или повреждается слава и честь ближняго; когда открывается зло, которое хотя им и сделано, но оно дотоле оставалось неизвестным. Против сей заповеди грешат составители злобных разсказов и доносов, с тою целию, чтобы посеять раздоры и несогласие между друзьями или родственниками. Нам запрещено религиею открывать погрешности ближняго, разве только тогда, когда любовь христианская нас к тому обязует, напр. или для исправления его или дли безопасности другаго, которому он может повредить, потому что в таком случае, мы обязаны более помогать невинному, нежели виновному.

Еще этою заповедью запрещается ложь, то есть: всякое слово, сказанное для обмана, и которым выражается противное тому, что мы имеем в мысли. И посему, мы должны говорить всегда сущую истину, ибо мы все составляем одно тело, одно великое семейство; все обязаны ко взаимной любви; следовательно, и слова, и мысли наши должны стремиться к общему благу, и мы должны всегда так думать, чтобы во всяком случае мы могли, не краснея и не вредя ближнему, выразить мысли наши словами. Вот почему мы обязаны избегать лжи, говорить кстати и во время. Многоречие никогда необойдется без греха, и как мы должны будем в каждом праздном слове дать отчет Богу, то для удобнейшаго избежания грехов против этой заповеди, надлежит обуздывать язык и любить молчание.

Кроме сего, мы обязаны еще силою этой заповеди водворять повсюду мир и согласие. Блаженны миротворцы, говорит Спаситель, ибо они нарекутся сынами Божиими (Матф. V, 9). Мы должны по возможности исправить зло, нанесенное ближнему грехами языка, и хотя это удовлетворение чрезвычайно трудно, однако оно необходимо. Наконец мы обязаны избегать всех неправильных суждений и неосновательных подозрений, из которых обыкновенно проистекают клеветы и злословие.

XI. О девятой и десятой Заповедях.
Девятая заповедь запрещает желать того, что шестая заповедь делать, то есть: здесь запрещается мысль и желание всякой плотской нечистоты, вне законнаго супружества. Всякий, кто взглянет на женщину с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем, говорит Иисус Христос (Матф. V, 28). Но не только желание, но и помышление бывает часто смертным грехом, когда кто добровольно и с удовольствием на не останавливается и не старается изгонять нечистых мыслей из сердца своего. Законы Св. веры запрещают даже желать жены ближняго своего с тою мыслью, чтобы жениться на ней после развода, как это позволялось в Ветхом Завете, или как теперь, после кончины супруга; ибо подобное желание может повести далее, т. е. к умышлению на жизнь супруга или к прелюбодейству.

Десятая заповедь относится к седьмой и запрещает нам всякое желание добра, принадлежащему ближняму – его слуг, его дома, земли, скота, вообще всякаго его имущества; разве только, если бы кто желал, законными средствами и с согласия владельца, приобресть что-либо из его имения.

Эти две последния заповеди, истребляя грех в самом его корне, т. е. запрещая похотнение, обезпечивают соблюдение всех прочих; потому что все грехи происходят от желания роскоши, богатства и чести. Желание чужаго добра побуждает человека завидовать счастию ближняго, зависть-же ведет к злословию и клевете. Что заставило многих посягать на жизнь другаго? Не желание ли приобресть его имение, место, или чтоб его гибелью открыть себе удобный путь к роскоши, чести и славе. Эти же самыя причины побуждают детей ненавидеть родителей, желать их смерти и проч. Корыстолюбие заставляет людей пренебрегать праздниками; любовь к роскоши препятствует проводить эти дни свято; сребролюбие и желание выгод побуждает многих к ложным свидетельствам, доносам и различным преступлениям; наконец, необузданныя страсти отвлекают нас часто от службы Божией и погашают в нас христианскую любовь. Итак, изгнав из сердец наших все желания и похоти, запрещенныя двумя последними заповедями, нам легко будет исполнить все, что Бог повелевает в прочих.

Но чтобы погасить в себе всякое желание наслаждений запрещенных, надлежит умерять даже позволенныя; чтобы не желать добра чужаго, надлежит не привязывать сердца своего даже к своему законному имуществу. Желая достигнуть этого самоотвержения, мы должны часто помышлять о смерти и о будущей жизни. Я вам сказываю, братия: говорит Павел Апостол, время уже тесно; имеющие жен должны быть как неимеющие; и плачущие, как не плачущие; а радующиеся как нерадующиеся; и покупающие как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся, потому что проходит образ мира сего (I Посл. к Коринф. VII, 29 – 31). И в послании к Тимофею (VI, 8 – 10) говорит: Будем довольны тем, когда имеем пропитание и одежду; а те, кои хотят обогащаться, впадают в искушения и в сет, и во многия безрассудныя и вредныя похоти, которыя погружают людей в бедствия и гибель. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись некоторые уклонялись от веры, и сами себя поразили многими скорбями. Наконец, сам Спаситель говорит: кто желает следовать ему, должен отрещися от отца и матери, от жены и детей своих т от всего имущества своего (Лук. XIV, 26, 33). Здесь не разумеется, чтобы все это для спасения надлежало действительно оставить; но что мы должны отвлекать сердце наше от этого суетнаго мира и любить Бога выше всего созданнаго; следовательно, мы должны обуздывать все желания наши, кроме желания делать добро и быть угодными Господу Богу, что никогда не может быть излишним.

XII. О заповедях церковных.
Мы обязаны соблюдать заповеди Церкви и в силу четвертой заповеди Господней: чти отца твоего и матерь твою, потому что Церковь, этот небесный Иерусалим, есть матерь наша и заповеди ея суть ни что иное, как благия и душеспасительныя дела, или святыя обыкновения, принятыя посредством предания, продолжавшагося безперерывно со времен апостольских. Эти св. обыкновения и обряды соблюдались прежде по повелению св. отцев и пастырей Церкви, а наконец в последующия времена, понеобходимости, составлены из них церковныя правила и законы, дабы тем показать всякому христианину, что он должен непременно соблюдать и исполнять.

Каждый христианин-католик обязан по совести, за исключением только случаев невозможности, соблюдать строго церковныя постановления, потому что Церковь получила от Иисуса Христа власть делать узаконения и пещися о спасении душ кровию Его купленных. Слушающий вас, Меня слушает; и отвергающийся вас, Меня отвергается; отвергающийся же меня, отвергает Пославшаго Меня (Лук. X, 16), говорит Спаситель к Апостолам, а в лице их, пастырям Церкви. Если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь (Матф. XVIII. 17). И наконец св. Павел Апостол, в I послании к Тимофею (III, 15), называет Церковь Божию столпом и утверждением истины. Следовательно Церковь имеет право, и даже должна делать постановления, необходимыя для спасения духовных детей своих.

Заповедей Церковных, касающихся до всех христиан, считается пять, а именно:

1) Слушать обедню в воскресные и праздничные дни.
2) Исповедаться и приобщаться Св. Таин, по крайней мере, один раз в год, около пасхи, т. е. в пасхальное время.
3) Святить установленные Церковию праздники.
4) Соблюдать учрежденные посты, и воздерживаться от мясных яств по пятницам и субботам.
5) Не совершать свадебных празднеств в запрещенные дни.

Итак, первая заповедь повелевает слушать обедню по воскресным и праздничным дням. Христиане обязаны молиться часто и присутствовать по возможности при общих молитвах Церкви; но как в прочие дни большая их часть занята делами и житейскими потребностями, то Церковь ограничила эту обязанность одними воскресными и некоторыми праздничными днями: и даже в эти дни не обязывает к полному церковному Богослужению, а только к существенной части его, то есть, к обедне. И хотя она желает, чтобы слушали обедню, так называемую великую, или торжественную; но в случае нужды она довольствуется тем, если кто выслушает обедню тихую, то есть, читанную; только требует, чтобы он выслушал ее со вниманием, участвуя в ней всеми силами души, соединяя, сколько может, молитву свою с молитвою священника и соответствуя намерению Церкви.

Вторая заповедь повелевает исповедаться во всех грехах своих, по крайней мере один раз в год, и то своему приходскому священнику. Церковь уверена, что виновные в простительных только грехах охотно приступают к Св. Тайнам; что же касается до тех, кои нерадеют о совей совести, она имет причину опасаться, видя испорченность нынешняго времени, чтобы он не закоснели, с продолжением жизни, в состоянии смертнаго греха. Потому она почла необходимым пробудить от смертнаго сна особенною заповедию и угрожением церковнаго отлучения. Церковь не определила времени для таинства покаяния, потому что должно стараться возставать немедленно после падения в грех, по словам Св. Писания: не медли обратиться к Господу и отлагай со дня на день (Сирах. V, 8). Церковь требует, чтобы каждый исповедался своему приходскому священнику, или от него назначенному, дабы пастыри знали паству свою, за которую они обязаны дать отчет Богу.

Эта-же заповедь повелевает приобщаться Св. Таин в собственном приходе, по крайней мере один раз в год, около Пасхи. Церковь охотно-бы желала, чтобы христиане приобщались каждый раз, когда находятся у обедни, следовательно, по крайней мере, каждое воскресенье; но как к этому великому таинству надлежит приступать с рачительным приготовлением, и только после строгаго испытания самого себя, то она, смотря на нерадение христиан настоящаго времени, обязывает приобщаться, по крайней мере, один раз в год: но она не может терпеть, чтобы кто-либо оставался без причащения долее; ибо Спаситель сказал, что нельзя жить духовною жизнию без этого небеснаго хлеба (Иоан. VI, 53). Церковь избрала, для исполнения этой обязанности, самые священные дни, когда совершается память страдания Иисуса Христа и учреждения сего великаго таинства, то есть, с Вербнаго до Фомина Воскресенья. Необходимое условие – принимать евхаристию в собственном приходе, иметь ту-же самую причину, которая сказана при заповеди покаяния, то есть, чтобы каждый пастырь мог знать состояние своего стада.

Эта заповедь обязывает только со времени достижения лет познания; обыкновенно между седьмым и осьмым годом дети обязываются к исповеди, а между двенадцатым и четырнадцатым к первому Св. Причастию,– что предоставляется на усмотрение пастырей и законоучителей.

XIII. О днях праздничных.
Три последния церковныя заповеди относятся к различию дней, определенных для Богослужения. Одни из этих дней назначены для прославления Господа и нашего духовного торжества, другие для выражения пред Богом нашего смирения и покаяния.

Третья заповедь повелевает нам святить, кроме воскресных, некоторые праздничные дни, воздерживаясь тогда от тяжких работ и посвящая это время молитве и богоугодным делам. Праздники эти установлены Церковию в честь господа, т. е. или для празднования главнейших таинств св. веры нашей, или для возобновления памяти святых, в которых особенно возсияла благодать Божия; следовательно, занятие духовное, этим дням приличное, состоит в размышлении о каком-нибудь таинстве веры, или добродетелях святаго, чтобы из сего извлечь для себя истины, полезныя для нашего назидания и исправления. Для этого надлежит стараться приобресть нужныя к тому сведения, чтобы знать, для какой цели учреждены праздники.

Праздники, учрежденные в честь таинств – Myst e res – относятся большею частью к воплощению Сына Божия и чудесам, которыя Он творил на земле. Рождество есть день рождения Его во времени. В осьмой день после Рождества, т. е. в новый год, мы празднуем Обрезание Его по закону Моисея. Потом следует праздник поклонения волхвов, который называется Днем трех царей. Тут же торжествуется память Крещения, принятаго Иисусом Христом от Иоанна Крестителя, и воспоминается первое чудо, которое Спаситель сделал в Кане Галилейской, когда претворил воду в вино: и как Он в этих трех случаях явил Себя миру тем, кем Он был, то есть, Мессиею, Сыном Божиим; то и праздник этот называется по гречески Эпифаниею, т. е. Богоявлением. В следующих за сим праздниках воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и Его проповедание, особенно во время четыредесятницы, или великаго поста, коего две последние недели посвящены воспоминаниям страдания Его, преимущественно же Святая или страстная неделя, и в ней наипаче, три последние дни. В великий четверток Иисус Христос совершил тайную вечерю и учредил таинство Св. Евхаристии; в пятницу Он умер на кресте; в субботу находился в гробе. От этих печальных дней быстро переходит Церковь к радости Воскресения Иисуса Христа, который есть наша Пасха. Праздник этот продолжается три дня; некогда праздновали его целую неделю и все пасхальное время, до самаго Духова дня или до Пятидесятницы, было у первых христиан временем веселия и радости, в память славнаго и торжественнаго пребывания Иисуса Христа на земле, после Его воскресения. Сороковой день после Пасхи есть день Вознесения Господня. Итак в течение целаго года, церковь представляет нам в Богослужении своем всю нить земной жизни Спасителя, обитавшаго некогда среди людей. Спустя десять дней после Вознесения, мы празднуем Пятидесятницу, в память Сошествия Духа Святаго. В следующее воскресение, празднуется в особенности воспоминание таинства Пресвятой Троицы, а в четверток после, праздник тела Господня, или таинства Евхаристии. Праздник сей утвержден Папою Урбаном IV в 1264 году, и торжествуется с величайшим великолепием и процессиею по улицам города, чтобы тем противостать уничтожению, которое сделано этому великому таинству лжеучением и святотатством еретиков. Таким образом Церковь олицетворяет, так сказать, посредством священных торжеств и обрядов, все таинства веры.

XIV. О праздниках в честь святых.
Праздники, носящие имя святых, подобно прочим, учреждены также во славу Божию, потому что воспоминание святаго, подобно дням воскресным, подает нам удобный случай собираться в храм Господень для пения псалмов, чтения Св. Писания, слушания поучений и присутствования при совершении Св. Таин. Одно различие состоит в том, что здесь прибавляются гимны в прославление святых, которые равно прославляют Бога, украсившаго святых своею небесною благодатию, и некоторыя молитвы к святым, чтобы они были заступниками нашими пред престолом Всевышняго. Праздник Всех святых учрежден в 607 году Папою Бонифацием IV, в честь всех их вместе, преимущественно-же тех, для которых нет имянных праздников или которых мы вовсе не знаем; потому что, хотя и можнонасчитать их многия тысячи, но это ничего не значит в сравнении со множеством святых, для нас неизвестных. Многие праздники учреждены в честь Пресвятой Богородицы, а именно: Успение, или день смерти ея и восшествия в царство небесное; Благовещение – день, в который она получила весть, что будет материю Богочеловека. Праздник этот можно причислить к праздникам Господним, потому-что здесь воспоминается таинство воплощения Иисуса Христа.

Тоже самое должно сказать о Сретении Господнем, празднике, торжествуемом в память принесения Спасителя нашего Девою Марией во храм Иерусалимский, где Он был признан Мессиею от св. старца Симеона. И как этот старец, взяв Спасителя на руки, назвал Его Светом языков, то верные, при крестном ходе этого праздника, носят горящия свечи, что и подало повод к названию его днем свеч (Chandeleur). Кроме сего празднуется еще Рождение Богородицы и Зачатие Св. Анны, чтобы тем почтить первыя минуты существования Пресвятой Девы Марии.

В честь Св. Михаила и всех Ангелов учреждены также особенные праздники; в честь Св. Иоанна Крестителя, торжествуется преимущественно Рождение его, вместо того, как других святых празднуется день их кончины, как день рождения их в жизнь вечную; различие это сделано по словам Евангелия, что многие возрадуются о рождении его (Лук. I, 14). Мы чтим также память Апостолов, некоторых примечательнейших мучеников, исповедников и дев, как то: Св. Стефана, Св. Лаврентия, Св. Василия, Св. Николая, Св. Магдалины, Св. Екатерины, Св. Цецилии и проч. Кроме того всякая страна в особенности празднует воспоминание святых собственных, сообразно с обыкновениями частных церквей. Кроме важнейших праздников, известных всему народу, потому-что в эти дни останавливаются торги, работы и судопроизводство, Церковь торжествует великое число других, как то: Преображение Господне, Обретение и Воздвижение животворящаго креста, Посещение Богородицею св. Елисаветы, Вход или принесение ея во храм, Скорбей Богородицы, и наконец совершает воспоминание безчисленных святых, так что очень мало дней в году, в которые Церковь не праздновала бы какого-либо из святых, особенно-же в тех местах, где почивают их мощи.

XV. О посте и воздержании вообще.
Пост полезен нам для наказания самих себя за сделанные грехи, и для укрепления себя против искушений. Мы смиряем себя, отказывая себе во всяких увеселениях, и даже лишая себя некоторой части потребной для нас пищи, принуждая себя добровольно терпеть голод и нужду. Умерщвляя таким образом плоть нашу и ослабляя страсти, мы укрепляем дух наш, потому-что он тогда делается способнее к молитве, внутреннему сокрушению и набожным размышлениям. И вот почему воздержание обыкновенно неразлучно с постом.

Уменьшение пищи относится не только к количеству, но еще к свойству или качеству яств. Сущность поста состояла всегда в том, что пища принималась один только раз в день, и тем позже, чем строже был назначенный пост. Теперь позволяется без различия во все постные дни принимать пищу в обыкновенное время обеда; даже в вечеру, кто чувствует слабость, может в другой раз употребить малое количество пищи, только не до насыщения.

Касательно качества яств, запрещаются все слишком питательныя, вообще мясо всех животных и птиц, даже кушанья молочныя и яйца, смотря однако по свойству постных дней и обыкновениям страны. Воздержание это не основывается на каких либо предразсудках, как будто бы мяса, от которых мы воздерживаемся, были нечисты, как это думали некоторые еретики; но оно происходит только от необходимости смирять и умерщвлять плоть нашу, подчиняя ее законам духа. Посему то собственно постныя яства должны быть просты и не переходить в пиршества, с тем только различием, что они составлены из яств рыбных и постных.

Чтобы пост приносил для душит пользу, надлежит совершать его в духе покаяния, и с ним соединять добрыя дела, молитву и милостыню, и то, что сбереглось уменьшением пищи, должно отдавать нищим. Церковь учредила, для постнаго времени, службы более продолжительныя, чтобы значительную часть дня и ночи провести в общем псалмопении, чтении Св. Писания и слушании пастырских наставлений. Во вреям поста, должно избегать всякаго рода забав и разсеянности, и воздерживаться даже от позволительных увеселений. "Да воздержимся, говорит св. Амвросий в одном из гимнов четыредесятницы, от пития и кушанья, от сна, бесед и шуток, и обратим рачительное внимание на нас самих!". Церковь определила возраст, в котором христианин обязан соблюдать посты, окончанием двадцать перваго года. Освобождаются от поста дети, кормилицы, женщины беременныя, больные, ищущие пропитания тяжкими работами, словом – все, которые не могут поститься без повреждения здоровья. Тут однако надлежит поступать осторожно, по совести, и не угождать собственному самолюбию; потому что нет человека, который бы не нуждался в покаянии, следовательно, каждый обязан по возможности к соблюдению этой заповеди. Первые христиане постились часто, некоторые во весь год, кроме воскресений и пасхальнаго времени, иноки же первых времен постились во всю жизнь. Даже воздержание их было гораздо строже: они не употребляли ни вина, ни рыбы, а многие довольствовались только хлебом и водою. Но когда любовь к Богу начала уменьшаться, Церковь поставила христианам в долг наблюдать, по крайней мере, некоторые постные дни, оставляя прочее собственной каждаго набожности. Здесь тоже надобно заметить, что в обыкновенныя пятницы и субботы нет поста, а только воздержание от яств мясных.

XVI. О постах и воздержании в особенности.
Самый главный пост есть так называемый великий пост, или четыредесятница. Он учрежден еще во времена Апостольския, по примеру Моисея, Илии, а преимущественно Иисуса Христа, который провел сорок дней в пустыне, не принимая никакой пищи. Этот пост поставлен непосредственно пред Пасхою, чтобы нас приготовить к этому великому торжеству истинным покаянием. Прежде, в великом посту не вкушали пищи до самой вечерни, то есть, почти до шестаго часа вечера; ныне великий пост не отличается от других постов, только кроме того, что в это время, в некоторых странах, воздерживаются от молока и яиц.

Пост в каждой четверти года (Quatre - temps) учрежден для моления Бога о сбережении всех плодов земных во всех четырех временах года, и о послании Церкви достойных епископов, священников и других церковных служителей, которые ревностно хранили и защищали заповеди Его; потому что в эти дни делаются рукоположения, и Св. Церковь возсылает молитвы свои к Богу, чтобы Он послал жателей на жатву Свою (Лук. Х, 3). Вигилия, или навечерие есть приуготовительный пост к праздникам, наиболее торжественным. Дни эти названы Вигилиями, то есть бдениями, потому что верные проводили некогда без сна, на молитве в Церкви, целыя ночи, предшествующия этим праздникам. Есть однако Вигилии, в которыя теперь не постятся и которыя отличаются только особенною службою. Прежде постились тоже целый Адвент: четыре недели пред Рождеством Христовым (Филипов пост); теперь, в продолжение этих четырех недель, постятся только в среды, пятницы и субботы. В пятницы же и субботы целаго года наблюдается только воздержание от мясных яств; это делается в память страдания и погребения Спасителя, и для лучшаго приготовления к воскресенью. Другия церкви, вместо субботы, наблюдают среду, в чем каждый должен следовать законам и обыкновениям местным. Есть еще некоторые дни, в которые наблюдается только воздержание от мясных кушаний, но без поста: то есть, три дня публичных молитв с крестным ходом, названные иначе великою Литаниею, и наконец, малая Литания Св. Марка, тоже с крестным ходом. Тогда совершаются молитвы о сохранении земных плодов.

В прочие дни хотя и позволено употребление мяса и разных яств, то по желанию каждаго, однако христианин должен всегда вести жизнь умеренную и скромную, помня слова Спасителя, остерегающаго, чтобы сердца наши не отягчались объядением и пиянством (Лук. XXI, 34). И посему великое злоупотребление делают те, которые при наступлении великаго поста, предаются излишеству, играм и танцам, более нежели в другое время, думая что им все позволено ради наступающаго сорокадневнаго поста. Обыкновение это вовсе противно намерению Церкви, которая семидесятницею начинает уже приготовлять к великому посту.

Последняя заповедь Церкви запрещает делать свадьбы, особенно давать свадебныя пиршества, в продолжение Адвента, великаго поста, и последующих за ними праздников, то есть, до Богоявления и до Фомина Воскресенья включительно. К этим заповедям можно еще причислить запрещение иметь сношение с отлученными от Церкви; но это относится только к тем, коих отлучение обнародовано по имянному повелению Папы или епископа.

XVII. О совершенстве христианском.
Церковь предписала нам немногия внешния правила, не для того, чтобы тем желала ограничить всю религиозную деятельность нашу, но чтобы набожность христиан имела более свободы; потому что мы подчинены закону любви, и мы должны служить Богу по доброй воле и с веселием, а не из страха и по тяжкой необходимости. Даже эти немногия церковныя узаконения сделаны уже в позднейшия времена, когда любовь к Богу в сердцах многих охладела. Законы церковные отличаются тем от Божиих, что они иногда изменяются. Церковь, которая их установила, может их переменить или разрешить от них частное лице, следуя в том потребностям века, времени или для других важных причин.

Христианин обязан под страхом лишиться жизни вечной, соблюдать Божии и церковныя заповеди: Если хочешь войти в жизнь вечную, сказал Иисус Христос, сохрани заповеди. Но он еще прибавляет, если хочешь быть совершен, поди, продай имение твое, и роздай нищим; и приди, следуй за Мною; и получишь сокровище на небеси (Матф. XIX, 21). Еще сказал Иисус: Есть люди, которые сами себя добровольно посвятили целомудренной жизни ради царства небеснаго. Кто может снести, тот неси (Матф. XIX, 12). Но не все могут это снести, по словам Спасителя, а только те, коим дано. И Павел Апостол говорит: если ты не женат, не ищи жены ; но он предупредил, что это только совет, а не заповедь. Следовательно, есть различие между заповедями и советами. Приказания или заповеди предписаны всем, как строгия обязанности; советы же предлагаются только как средства к достижению совершенства. Но Иисус Христос убеждает всех нас стремиться к совершенству, подражая в том Небесному Отцу, который есть совершенен (Матф. V, 48). И в самом деле, как воля наша слаба, мы творим всегда менее добра, нежели творить желаем; если же мы поставим себе в долг делать то, что именно приказано, мы будем всегда подвержены грехам. Поэтому не должно ограничиваться тем только, чего Бог от нас непременно требует; но мы должны доброхотно делать для Бога то, что можем: потому что мы обязаны любить Его всею душею, всем сердцем и всеми силами нашими. Кроме этого, мы должны высоко ценить советы Иисуса Христа, потому что Он есть Божия премудрость и знает лучше нас, что для нас полезно. С Богом неприлично заводить спорное дело и искать строгаго различия между Его заповедями и советами; но надлежит употреблять все усилие наше, чтобы узнать и исполнить то, что Ему угодно. Иисус Христос заключает все понятие Христианскаго совершенства в следующих восьми блаженствах: Блаженны нищие духом, ибо их царствие небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть царствие небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и всячески злословить вас неправедно за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо великая вам награда на небесах. Об этом сказано будет пространнее в последнем отделении Катехизиса.

Вернутся к оглавлению