Учительство ЦерквиПапа Пий XII Окружное послание "SUMMI PONTIFICATUS"Досточтимым Братьям Патриархам, Первосвятителям, Архиепископам, Епископам и иным епархиальным начальникам в мире и единении с Апостольской Кафедрою пребывающим. Досточтимые братья! Привет и Апостольское благословение! Верховный Первосвященнический сан и вместе с тем многотруднейшие его обязанности были вверены Нам, не по Нашим вовсе заслугам, неисповедимою волею Божиею; это последовало по прошествии полных почти сорока лет с того дня, как Наш приснопамятный предшественник Лев XIII в самом конце минувшего столетия и в преддверии Священного Года издал предписание о повсеместном посвящении рода человеческого Божественнейшему Сердцу Иисусову. Сказанное Окружное Послание, "Annum Sacrum" [1], Мы восприняли тогда с глубокою преданностью и величайшею радостью, как бы свыше преподанное возвестие; именно в те дни Мы готовились к иерейству, к служению пред Алтарём, и удостоились произнести молитву: "Подойду я к жертвеннику Божию" [2]. Как пламенно и ревностно присоединились Мы и мыслями, и решениями, и духом к тому Посланию! Не без действия Промысла Господнего исходило оно от Первосвященника, проникновенным своим умом обозревшего как явные, так и тайные нужды своего времени. Не можем, поэтому воздержаться от хвалы и благодарения Небесному Провидению: Его волею начало Нашего Первосвященствования совпало с тем годом, когда достойно памятуется событие, овеявшее отрадою первую годину Нашего священнослужительства. Пользуясь с особой радостью таковым счастливым обстоятельством и следуя святейшим заветам Нашего предшественника, Мы желаем из поклонения должного "Царю царствующих и Господу господствующих" [3], сделать как бы вступительную молитву Нашего Первосвященнического служения. Да будет же это поклонение и начальною основою, и конечной целью Нашей воли и надежды, Нашего учения и пастырской деятельности, а также и несения трудов и тягот, которое Мы прежде всего посвящаем расширению Царства Иисуса Христа. Мы размышляем при свете вечности о судьбах внешнего мира и о внутреннем развитии душ за истёкшие сорок лет, измеряем произошедший в одной области рост, в другой же ущерб; и тогда Нам становится всё яснее, сколько священного значения представляет, несомненно, это вручение рода человеческого Царю Иисусу Христу, до чего оно утешает всех людей как бы помощью тайного знамения, сколько несёт им очищения, восстановления, святого укрепления и охраны; не менее отчётливо видим Мы и то, с какою мудростью сказанное посвящение устремлено к оздоровлению всего человеческого общества и к развитию подлинного его процветания. Кроме того, в посвящении этом Мы видим как бы весть одобрения и Божией Благодати, преподанную не только Церкви, но и целому роду человеческому; последний, за недостатком поощрений и руководства, отклонялся от правильного пути, погружался в земные дела, отдавался им одним и истощался прискорбнейшим образом; равным образом усматриваем здесь весть, направленную ко всем тем, кто в нарастающем количестве с каждым днём всё более уводились от веры в Иисуса Христа, даже и от признания и соблюдения Его закона; наконец, ещё и весть, отвергавшую то широко уже распространённое отношение к жизни, для которого казались соблазном и безумием, как правила милосердия и учение о самоотверженности в личном и имущественном отношениях, провозглашённые евангельскою Нагорною проповедью, так и Божественный подвиг любви, свершённый на Кресте. Некогда Предтеча Спасителя, в ответ на пытливые вопросы, провозглашал: "Вот Агнец Божий" [4], чем давал разуметь вопрошающим, что "Желаемый всеми народами" [5], хотя и неузнанный, пребывает среди них; так и наместник Иисуса Христа возглашал, молил и свидетельствовал: "Се, Царь ваш!" [6], обращаясь ко всем тем отступникам, колеблющимся и сомневающимся, которые либо отказывались следовать за Спасителем, вечно живущим и действующим в Церкви, либо же следовали за Ним лениво и неохотно. Празднество царствования Христа, установленное Пием XI Нет более срочной обязанности, Досточтимые Братья, чем "благовествовать... неисследимое богатство Христово" [10] современным людям. Нет, по истине, задачи более возвышенной, нежели дать развернуться и реять хоругвям Божественного Царя на глазах у тех, кто последовал за ложными знамёнами, и благополучно привести опять к победному Кресту тех, кто столь прискорбно от него отошёл. При зрелище такой толпы братьев и сестёр, ослеплённых заблуждениями, охваченных страстями, а потому уклонившихся от истинной веры в Бога и от спасительного Евангелия Иисуса Христа, кто не возгорится милосердием и не окажет им охотной и радостной помощи? Каждый участник воинства Христова, будь то духовный или мирянин, непременно обязан ощутить побуждение к усиленной бдительности и к более ревностному охранению нашего дела при виде всё нарастающих полчищ врагов Христовых и пред лицом глашатаев подобного рода лжеучений; последние ведь не только отвергают и устраняют из жизненного труда спасительную истину и доблесть христианской веры, но и нарушают с крайним нечестием скрижали Божиих заповедей; они подмена ют их новыми правилами, откуда совершенно изгоняются как начал нравственного порядка, положенные Синайским законодательством, так и дух, истекающий из Креста Христова и из Нагорной Его проповеди. Вся кому, без сомнения, случалось замечать не без душевной скорби, что се мена таких заблуждений производя! смертоносные плоды среди людей которые исповедовали себя последователями Христа до тех пор, пока пользовались спокойствием и безопасностью; а когда становится необходимым настаивать с большею силою, напрягаться, страдать и претерпевать тайные или явные преследования, то они же оказываются христианами лишь по имени, обнаруживают поведение колеблющееся, бездеятельное, слабое, страшатся жертв, требуемых исповеданием веры, и не способны следовать дальше по окровавленным стопам Спасителя. Пусть же, Досточтимые Братья, близящийся уже праздник Царя Иисуса Христа, в который вы получите первое Наше Окружное Послание, принесёт всем, в условиях нынешней обстановки и времени, дары Божией Благодати; пусть с их помощью души смертных вдохновятся евангельской добродетелью, и Царство Христово проявится и процветёт в полной мере. Посвящение рода человеческого Пресвятому Сердцу Иисусову, которое должно совершаться в этот день торжественным чином и с особливым благоговением, да соберёт пред Алтарём предвечного Царя сонмы верующих всех племён и народов, чтобы поклониться Ему, искупить прегрешения свои и чужие и дать благочестивый обет вечной верности Ему и Его закону истины и любви. Да почерпнут тогда Благодать свыше все христиане, в коих пламенеет и пылает принесённый нам Господом Христом небесный огонь. Равно, пусть почерпнут Благодать и те, кто ослабели духом, кто повергнуты в усталость и уныние; и пусть тем наипаче возобновится в них духовная целость и доблесть. Наконец, да будут причастны ещё и те, которые или не знают Божественного Спасителя, или же столь грешным образом покинули Его; и пусть в этот торжественный день миллионные толпы верующих вознесут к Богу следующую молитву: "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" [11], да озарит и укажет путь спасения, и благодать свыше да возбудит в беспокойной душе заблуждающихся пламенное желание вечных благ, влекущее всех к Тому, Кто с обагрённого Крестного Престола ревностно их призывает, желая стать и для них тою целью, которая указана в благовестии: "Я есмь путь и истина и жизнь" [12]. Единодушное сплочение всемирного католичества вокруг Папства и благодарность Папы католикам, некатоликам и главам государств Чувство этого взаимного сближения католиков, столь усилившееся, как уже сказано, под влиянием испытаний, объединяющее и укрепляющее умы и развивающее волю к будущей победе, причинило Нам сладчайшую радость и величайшее утешение в те дни, когда Мы трепетным шагом, но, полагаясь на Бога, шли занять Кафедру, которую великий Наш предшественник оставил вдовствующею. Ныне же душа полна живого воспоминания о тех проявлениях почтительности,– о тех доказательствах возвышеннейшей сыновней связи с Церковью и с Наместником Иисуса Христа,– которые были непринуждённо и радостно принесены Нам во дни Нашего восшествия на высоту Верховного Первосвященствования и принятия Нами в установленном порядке знаков сего сана; и посему, не можем воздержаться от обращения к вам, Досточтимые Братья, как и ко всем без исключения членам католической семьи, с выражением особой благодарности за свидетельства любви, почтительности и несокрушимой верности, отовсюду представленные Римскому Первосвященнику; сим, по истине, признавалось достоинство Высшего Иерея и Верховного Пастыря, учреждённое Божиим промышлением. Ибо свидетельства эти предназначались не смиренной Нашей особе, а единственно той возвышеннейшей и многотруднейшей должности, бремя коей призвал Нас нести Господь Христос. И если в те дни Мы чувствовали уже великую тяжесть принятого бремени, которую возлагала на Нас преподанная велением Божиего Провидения верховная власть, то испытывали и крайнее утешение при виде столь превосходно доказанного неделимого единства Католической Церкви; Она уподобляется крепостному валу и насыпи, входя со скалою Блаженного Петра в связь всё более прочную и тесную по мере того, как всё резче усиливается дерзновение врагов Христовых. Таково было повсеместное свидетельство католического единства и братского сплочения народов, вдохновенного свыше, пред всеобщим Отцом; и свидетельство это несло с собою надежду, представлявшуюся Нам в тем большей степени многообещающей и счастливою, чем более угроз, внешних и внутренних, заключалось в надвигающихся временах. Отрадная о сем память причинила Нам усладу в течение начальных месяцев Нашего Первосвященствования, в то же время как пришлось переживать труды и заботы и преодолевать опасности, из коих соткан путь мистической Невесты Иисуса Христа. Не хотим Мы также обойти молчанием, как приятны Нам были приветствия и пожелания тех, кто хотя и не принадлежит к видимому зданию Католической Церкви, но, тем не менее, по врождённому своему благородству и искренности души, не дозволили погрузиться в забвение всему тому, что объединяет их с Нами, будь ли то любовь к Личности Спасителя или же вера в Бога. Все они пусть примут поэтому изъявление признательности Нашего расположения. Мы поручаем их, порознь и вместе, Божественному попечению и Божественному водительству; а одновременно даём торжественное заверение, что движемся и руководимся единою мыслью об искреннем подражании примерам Пастыря Доброго, с целью привести всех к истинному счастью, "чтобы имели жизнь и имели с избытком" [13]. Ещё особенно желаем высказать чувства благодарности Нашей души императорам, августейшим государям, верховным правителям государств и общественным властям, захотевшим обратится к Нам по случаю торжества с отменно вежливыми выражениями почтительности от имени населения тех стран, у которых существуют связи дружбы с Апостольским Престолом. Пожелания, направленные к Италии, примеренной с Церковью Благодаря сказанному событию, навеки достойному нерушимой памяти, этот новый и столь желанный строй, установленный в правовом и духовном порядке, был торжественно утверждён и стал благом для Италии, как и для всего католического мира; и никогда, полагаем Мы, не вызывал он столь великого единодушия, как в тот час, когда с выступа Ватиканской Базилики Мы преподали впервые, простирая и воздевая отеческие руки, любвеобильное благословение и Риму, стольному граду Верховного Первосвященника, Нам любезнейшему и родному, и Италии, связанной с Католической Церковью посредством заключённого договора, и, наконец, всем народам земного шара. ОПУСТОШИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ "РЕЛИГИОЗНОГО И НРАВСТВЕННОГО АГНОСТИЦИЗМА" Для отдельных людей, как и для обществ, единственное спасение заключается в возвращении к признанию царственных прав Христа В то самое время, как Мы пишем эти строки, Досточтимые Братья, до Нас доходит страшная весть о том, что, к несчастью, уже загорелся злой пожар войны, к предотвращению которого Мы приложили все усилия. Едва удерживаем Мы перо при мысли о бесчисленных бедствиях тех людей, которые доныне наслаждались в домашней своей среде некоторым благополучием, хотя бы ограниченным и скромным. Величайшим прискорбием наполняется отеческая Наша душа в предвидении всего того, что возникнет из мрачного семени насилия и ненависти, коему меч уже прокладывает кровавые борозды. Но именно взирая на надвигающуюся горечь стольких зол и страшась ещё сугубых в будущем, считаем Мы обязанностью всё настойчивее направлять глаза и души всех, сохранивших доныне честную волю, к Тому, Кем Единым даётся спасение роду человеческому; к Тому Единому, Чья милосердная и всемогущая десница может положить конец этой грозе; к Тому, наконец, Единому, Чья правда и Любовь могут осветить умы и воспламенить решения стольких людей, увлечённых потоками заблуждений, пылом неумеренного самолюбия, и почти утопающих в волнах раздора и борьбы; их всех надлежит возвратить и вновь поручить пресвятому строю и духу Иисуса Христа. Нынешние жуткие события должны раскрыть людям глаза на последствия современных заблуждений Однако, в то самое время, как ускользает обманчивая надежда, смятенным душам улыбается Божественная Благодать: слышится "Пасха Господня" [18]; и на слова Спасителя: "Се, стою у двери и стучу" [19], часто разверзаются врата, никогда иначе не отворяющиеся. Бог свидетель тому, с каким ревностным состраданием, с какою священнейшею радостью обращается душа Наша к тем, кто при несении сих горьких скорбей чувствуют возникающее из глубины сердца спасительное и настоятельное желание истины, справедливости и христианского мира. Но и к тем, для кого не засветились ещё лучи свыше, душа Наша не питает ничего, кроме любви; и уста Наши возносят к Богу усердную молитву о том, чтоб Его велением воссиял для людей, пренебрегающих Христом или Его презирающим, хоть в некоторой мере тот свет, который некогда обратил Савла в Павла и проявил сокровенную свою силу даже во времена, особенно трудные для Церкви. Теперь, когда все заняты смутными событиями и бедствиями, Мы не предполагаем давать подробного разъяснения и целостного опровержения современных заблуждений, намереваясь, однако, совершить это при удобном случае; а пока Мы в последующем изложении выскажем лишь главные соображения по сему предмету. Непризнание основанного на Боге естественного закона повлекло за собою отвержение всякого правила всеобщей нравственности Основанием, на котором покоится естественный этот закон, является Бог, Всемогущий Творец и Отец всех, Он же Верховный и Совершеннейший Законодатель, равно как Всеведующий и Справедливейший Воздаятель за человеческие поступки. Когда дерзновенно отрицается Предвечное Божество, тотчас уже расшатывается и колеблется всякая основа нравственности, а также умолкает и замирает голос природы, который даже людей неучёных, или же недошедших ещё до общей просвещённости, научает тому, что законно и что преступно, что дозволено делать и чего нельзя; тот же голос увещевает указанных людей, что в некий день они дадут отчёт в своих добрых и злых деяниях пред Всевышнем Судиею. Как вы, конечно, знаете, Досточтимые Братья, основание всей порядочности в нравственной области стало некогда отметаться в Европе по той причине, что многие были отвращены от учения Христова, коего хранительницею и наставницею является Кафедра Блаженного Петра. А ведь этим учением народы Европы в минувшие века были объединены, христианским духом упорядочены, Крестом облагорожены, очеловечены и просвещены; именно сим они достигли настолько выдающегося общественного и гражданского успеха, что наставляли на всяких поприщах ещё и остальные племена и части света. По отторжении же нескольких отделившихся от Нас братьев от безошибочного учения Церкви, они дошли, увы, до отрицания и искажения самой Божественности нашего Искупителя, стоящей во главе и являющейся как бы средоточием христианского учения; а этим они содействовали извращению и разрушению веры. Когда Христос был выключен из общественной жизни, когда поколеблена была вера, то нравственные ценности оказались заброшенными, и снова выступило наружу язычество Когда Господь Христос, согласно словам Евангельского повествования, пригвождён был ко Кресту, "тьма была по всей земле" [20]; в сем усматривается прискорбное знамение того, что происходило и прежде, и постоянно происходит ныне в тех случаях, когда люди неверующие, ослепленные тьмою и чрезмерно самонадеянные, устраняют Божественного Искупителя, более или менее как изгоя, из деятельности современной жизни, особенно же из государственного строя, а вместе с верою Христовою колеблют также веру в Бога. И вот отсюда следует, что все начала и правила нравственного порядка, с помощью коих в прежнее время расценивался частный и общественный жизненный уклад, оказались как бы заброшенными; а там, где гражданское общество всецело подведено под действие положений и требований так называемого обмирщения,– каковое движение ускоряется с каждым днём и превозносится крайними хвалами,– там, где общество это дошло до того, что изъяло отдельных граждан, семью и целое государство из живительного и благотворного действия, вдохновляемого Богом и Церковью, там постепенно всё яснее и прискорбнее обнаруживаются признаки и следы соблазнительной лжи древних язычников. Случается это в тех странах, где в течение стольких столетий сиял свет христианского воспитания: "Мрак сделался в то время, как распяли Иисуса" [21]. Многие быть может и не вполне замечали, отдаляясь от заповедей Иисуса Христа, что вводятся в обман некими маревом, ложно изображающим истину при помощи искусственных красок и тех блестящих слов, в которых проповедуется, что только отказ от Евангельского учения является избавлением от якобы наложенного рабства; далее, они не предвидели последствий такого превращения освобождающей истины в порабощающее заблуждение; наконец, не отдавая себе отчёта в том, что предадут себя на произвол непостоянного и жалкого человеческого рассудка после того, как отвергнут отеческий, бесконечно мудрый закон Бога и заповеди Христа, дышащие любовью, объединяющие и возвышающие людей. Они кичились всеобщим внешним прогрессом, возвращаясь, наоборот, к худшему; воображали, что направляются к возвышенному, в то время как прискорбно лишались достигнутой степени достоинства; наконец, утверждали, что настоящий наш век приносит зрелость и совершенство, тогда как злополучно уводились назад в древнее рабство. Ибо не замечали они, что всякая человеческая попытка, направленная к замене христианского закона чем-либо ему подобным, совершенно обманчива и тщетна; поистине, "осуетились в умствованиях своих" [22]. Основание частного, общественного и международного порядка оказалось расшатанным Конечно, уже и в то время, когда народы Европы объединялись союзом, черпавшим силу в сказанных христианских установлениях и заповедях, случались раздоры, перевороты и опустошительные войны; но никогда люди быть может не испытывали такой угнетённости и удручённости духа, как в настоящее время, наблюдая в остром возбуждении, до чего трудно излечить его болезни. Между тем, в прежний век они умом и душою не переставали отличать законного от преступного, дозволенного от недозволенного; а этим облегчаются соглашения, укрощаются вызванные страсти, открывается и укрепляется путь к честному налаживанию отношений. В нынешние же дни раздоры рождаются не только из дурного натиска несдержанного духа, но скорее из того смятенного и истощённого состояния, которое овладело внутреннею совестью, и вследствие коего легкомысленно ниспровергаются правила порядочности и честности как частной, так и государственной. РОКОВОЕ ЗАБВЕНИЕ "ЗАКОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ И ЛЮБВИ" У всех людей одно происхождение, одна природа, одна высшая цель, один Искупитель, одно призвание Действительно, первая страница Священного Писания повествует с присущим ему величием слога, что Господь Всесоздатель, для завершения начатого дела, сотворил "человека по образу Своему" [23]; Библия учит и о том, что человек, наделённый свыше дарами и благами, предназначен был к таинственному и вечному блаженству. Далее она повествует, что от первого супружеского союза мужа и жены повели своё начало все остальные; сии же, как удостоверяет Библия,– со свойственной ей живостью и многознаменательностью изложения,– разделились на рода и племена и рассеялись по разным частям земного шара. И даже тогда, когда они грешным путём уклонились от Творца, Бог не оставил отеческим чувством тех, которых по решению Божественного Своего милосердия намерен был в будущем снова соединить с Собою союзом дружбы [24]. Со своей стороны, Апостол языков, как глашатай той истины, которая братски объединяет людей в великую семью, возвещаем Эллинскому народу следующее: "От одной крови Он [Бог] произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога... " [25]. Отсюда становится для нас возможным, при помощи некоего дивного внутреннего зрения, видеть и наблюдать род человеческий единым по общему своему происхождению: "Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" [26]; един сей род человеческий и по природе, состоящей из телесного вещества и из бессмертного внутреннего духа; един по принадлежащей всем цели и по обязанности, предстоящей к исполнению в течение сей нынешней жизни; един по общему обиталищу, то есть земному шару, благами коего все могут пользоваться в силу естественного права, чтоб иметь возможность питаться и восходить к более высокому развитию; един, наконец, по высшей цели, представляемой Самим Богом, к Коему всем людям необходимо стремиться, а также по тем условиям и средствам, при помощи которых они могли бы когда-нибудь, наконец, дойти до таковой цели. Тот же Апостол языков доказывает объединение человеческой семьи теми узами соотношений, которыми мы связуемся с вечным образом незримого Божества, Сыном Божиим, в Коем "создано всё" [27]; также и общим Искуплением, которое Христос мучительнейшими Крестными Страстями щедро даровал всем, восстановив нарушенную дружбу Божию, заключённую уже с самого начала, и став посредником между Отцом Небесным и людьми; "ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" [28]. А для того, чтобы сделать таковую дружбу между Богом и родом человеческим более тесною и прочную, сей всемирный посредник спасения и любви, в безмолвии Тайной Вечери, готовясь к вышнему самопожертвованию, пресвятыми Своими устами изрёк те словеса, которые звучат чрез безмерные пространства веков и дают узреть душам, лишённым любви, раздираемым ненавистью, дивно вдохновенные деяния милосердия: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас"[29]. Единство рода человеческого, с точки зрения как права, так и действительности, является и останется учением Церкви, несмотря на законное различие народов Итак, если внимательно рассматривать это единство рода человеческого, удостоверяемое правом и действительностью, то отдельные люди представляются нам не разрозненными наподобие песчаных крупиц, а скорее собравшимися между собою, под влиянием как природного, так и вышнего побуждения и предначертания, в соответствующем стройном порядке и во взаимном, сообразно с разностью времён, видоизменяющемся содружестве. И вот, когда народы достигают более высокой степени просвещения и начинают различаться друг от друга по условиям обстановки и жизни, они не должны из-за этого нарушать единства человеческой семьи, а скорее обогащать её, делясь своими преимуществами и духовными благами и поддерживая тот взаимный обмен ценностями, который может производиться и быть успешным лишь тогда, когда живою и пламенною любовью объединяются в братский союз все сыновья одного и того же Отца, все люди, искупленные пролитием единой Божественной крови. Из этого единства происхождения и из общего предназначения всех людей не вытекает, впрочем, необходимость однообразия: напротив того, Церковь принимает в соображения отличительные черты каждой страны Итак, посреди острейших распрей, раздирающих души и раскалывающих совокупность человеческой семьи, пусть из торжественного сего действия все рассеянные по земному шару сыны Наши поймут, что в учении, труде и воле Церкви никогда не произойдёт отклонение от преподанного Апостолом следующего увещания: "Облекшись в нового (человека), который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос" [31]. Всемирность христианского милосердия не находится в противоречии с добродетелью любви к отечеству Дивное такое учение не по одной лишь видимости способствовало достойнейшим образом духовному и мирскому преуспеянию. Ибо его провозвестники, объятые и движимые пламенем ниспосланного свыше вдохновения, прилагали усилия не только ко вспахиванию и возделыванию жёсткой почвы и к лечению всякого рода болезней, но больше всего стремились возводить вверенные им души к высокому и Божественному, улучшая их и направляя к самым вершинам святости, откуда всё окружающее видно как бы при едином свете Божия ока. Они же сооружали памятники и храмы, ясно показывающие, до какой великой высоты светлый образ христианского совершенства возносит души; главное же, они создавали из людей, как мудрых, так и неучёных, как могучих, так и слабых, своего рода одушевлённые храмы Божий, как бы ветви той Лозы, коею является Христос. Они передавали сокровища древней мудрости и местных искусств грядущим поколениям, прежде же всего старались приобщить последние тому сокровенному дару вечной мудрости, который объединяет людей, соделанных по небесной Благодати отпрыском Божий, в дружеский и братский союз. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Такое обожествление естественным порядком доходит до абсолютизма... Мы не оспариваем вообще, что ошибочные начала этих воззрений не сплошь и всегда оказывают вредное своё воздействие на нравы, особенно в тех случаях, когда обычай христианской жизни, воспринятый предыдущими поколениями в течение долгих уже веков и являющийся духовным наставником народов, пустил глубочайшие, хотя бы и неощутимые корни. Тем не менее, следует тщательно и усердно обращать внимание на то, что расслабленность и расшатанность предстоят любому порядку общественной жизни, который покоится на одной лишь человеческой основе, руководится только земными соображениями и намерениями и извлекает свою силу и действенность из утверждения, исходящего исключительно от внешней власти. ... И далее до разрушения власти Бывают, правда, случаи, когда общественная власть, хотя и стоящая на подобных шатких опорах, при помощи благоприятных обстоятельств достигает таких земных успехов, которые вызывают восхищение у тех, чей взор не углубляется в существо вещей; и всё же, неизменно настаёт проявление того неизбежного закона, чьим действием рушатся все начинания, которые возникли из положительного несоответствия, явно или же скрыто сказывающегося именно тогда, когда достигнутый внешний успех несообразен по силе внутреннего своего качества с правилами порядочности и честности. А таковое несоответствие неминуемо в тех случаях, когда общественная власть или отрицает, или отметает господство Всевышнего Законодателя, предоставившего власть государственным правителям, но в то же время установившего пределы этой власти. Ибо державная мощь государства, как учит блаженной памяти Мудрейший Наш предшественник Лев XIII в Окружном Послании Immortale Dei [32], учреждена Превышним Всесоздателем с тою целью, чтобы она правила данною страною согласно с предписанием непреложного порядка, который состоит из руководящих им всеобщих начал и положений; далее, чтобы она облегчала человеческой личности приобретение совершенства в том, что относится в настоящей сей жизни к телесным и умственным качествам и к упорядочению нравственности; и, наконец, ещё для того, чтобы она содействовала гражданам в достижении предназначенной им высшей цели. Государство должно обследовать виды частной деятельности, но уважая их, а не разрушая Всякий, кто рассматривает государство как цель, к которой всё вообще должно стекаться, и которой всё должно подчиняться, неизбежно вредит и препятствует прочным и истинным благам народов. А такое положение создаётся неопровержимо, будь ли это в тех случаях, когда подобное беспредельное господство поручается государству на основании полномочия, исходящего от населения данной державы, либо от народа, либо от какого-нибудь сословия граждан, или же, равным образом, тогда, когда таковую державную мощь государство присваивает себе само, в качестве неограниченнейшего и никому непосредственно неподчинённого властелина. Ибо если государство сосредоточивает в своих руках предприятия частной деятельности и заявляет на них притязание, то, конечно, предприятия эти,– которые подчиняются сложным правилам особого, им присущего рода, ведущим к верному достижению цели,– не могут терпеть ущерба без вреда для общего блага, вследствие своего изъятия из того естественного порядка вещей, где частные люди сами несут ответственность и риск. В частности, государство не должно рассматривать семью с одной лишь точки зрения национальной силы На основании тех же воззрений, воспитание нового поколения направлено не к образованию и развитию подобающим образом всех телесных, умственных и духовных сил, а к восхвалению и крайнему поощрению одной лишь гражданской доблести, которая представляется необходимою для успешных завершений в государственной области; менее же превозносятся с этой точки зрения те душевные качества, от коих веет благородством, почтительностью и просвещённостью, как если бы таковые умаляли и понижали яркое мужество юношеского духа. Апостольский долг Папы состоит в защите прав, присущих семье Государство обладает сейчас более широким правом по отношению к отдельным лицам и к семействам, чем обычно; но способы его вмешательства должны быть более взвешенными и внимательными к правам совести Впрочем, чем тяжелее те стеснения и вещественные жертвы, которых требует государственная власть от отдельных граждан и от семейной среды, тем более свято и нерушимо следует этой власти охранять права духовного порядка. Если она и может притязать на жертвы имуществом и кровью, то на душу, искупленную Богом, не может никогда. Воспитание, заботящееся исключительно о земном отечестве, представлялось бы несправедливостью и уклоном с пути, в конце концов направляясь в сторону как раз обратную цели Воспитание, которое стало бы отстранять детей от закона Божия, от Христа, вынесло бы себе собственное осуждение Такое представление о государстве, основанное на автономизме и абсолютизме, вредит также и международному порядку Действительно, хотя род человеческий и распределяется, согласно установленному Богом закону естественного порядка, на гражданские сословия, а также на народы и государства, с независимым друг от друга устройством управления, однако, он всё же связан взаимными узами в вопросах права и нравственности, объединяясь во всемирное великое сообщество народов; последнее же, предназначенное к достижению общего блага всех племён, управляется особыми началами, которые одновременно оберегают единство и ведут к непрестанному росту благосостояния. Оно отвергает начала естественного права, упорядочивающие отношения между государствами Без сомнения, народы лишь тогда могут сожительствовать в спокойствии и подчиняться отношениям гласно и законно установленного порядка, когда существует взаимное доверие и общее убеждение в незыблемом хранении данного обещания; далее, когда все признают верность изречения: "Мудрость лучше воинских орудий" [37]; кроме того, когда все готовы к правильному рассмотрению и обсуждению подлежащего дела, вместо разрешения спорного вопроса путём силы и угроз в случаях промедлений, разногласий, трудностей и перемен; таковые могут ведь возникнуть не только лишь по злой воле, но также вследствие изменившихся обстоятельств и взаимной противоположности выгод. Оно отстраняет международное право от Божия Следует, конечно, заметить, что с течением времени, при крупных переменах обстоятельств,– которые оставались непредвиденными, а то и непредвидимыми, в продолжение переговоров,– если не целые соглашения, то некоторые их части могут сделаться или показаться несправедливыми для одной из договорившихся сторон, или хотя бы стать слишком обременительными, или, наконец, принять такой оборот, что их нельзя осуществить. В подобных случаях нужно, несомненно, прибегнуть вовремя к откровенному и честному совещанию, с целью внести в договор соответствующие изменения или составить его совершенно заново. Наоборот, считать договоры чем-то зыбким и хрупким, присваивать себе негласное право нарушать их по своей воле всякий раз, когда этого, по-видимому, требует собственная польза, не снесясь, притом, с другою договорившеюся стороною и пренебрегая ею, такой образ действий, несомненно, лишает государства должного взаимного доверия и, мало того, совершенно ниспровергает естественный порядок, отделяя народы и страны друг от друга как бы крутыми огромными пропастями. Следовательно, оно внесло бы в мир беспорядок и внесёт его ещё больше, если против этого не будут приняты меры Мир творится не мечом, а уважением к естественному праву и к Божественному Откровению НЕОБХОДИМОСТЬ КАТОЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Миряне сотрудничают со священниками в этом нелёгком, но плодотворном апостольском подвиге Ныне, увы, число священников менее значительно, чем того требует размер их обязанностей, так что изречение Божественного Спасителя "жатвы много, а делателей мало" [39] применимо и к нашему веку; тем самым временем, сказанная деятельность мирян, объединённая на союзном начале, под руководством церковной иерархии, своим сотрудничеством оказывает священнослужителям ценнейшую помощь и таким образом приносит плоды, которые заставляют ожидать наилучшего; пусть же она постоянно разрастается и вдохновляется возвышенною, горячею ревностью самопожертвования. Молитвы, возносимые Церковью к "Господину жатвы, чтобы [Он] выслал делателей на жатву Свою" [40], как видно удовлетворяются в той мере, в какой этого требуют особые современные нужды; а именно тем образом, что и при частом недостатке в численности, и при наличии затруднений, священно служительский труд счастливо замещается и дополняется. Бодрые ряды мужей и жён, отроков и отроковиц, повинуясь гласу Верховного Первосвященника, а в отдельности подчиняясь указаниям соответствующих местных своих епископов, посвящают себя всем сердцем и с пламенным пылом апостольским обязанностям, дабы народные толпы, прискорбно отступившие от Иисуса Христа, когда-нибудь, наконец, к Нему вернулись. В сей, столь грозный для Церкви и для человеческого сообщества час, пусть получат они Отеческий Наш привет, пусть получат благодарность, которую уделяем им от полной души, и пусть твёрдо знают, что Мы следим за ними в духе отеческого доверия. Шествуя с готовностью и охотою за стягами Царя Иисуса Христа, посвятив Ему себя, свой труд и свою жизнь, они по праву могут приложить к себе самим слова Святого Псалмопевца: "Возвещаю дела мои Царю" [41]; кроме того, они не одною только молитвою, но и делом стараются достичь того, чтобы наступило Царствие Божие. Деятельная помощь, оказываемая ими священнослужителям, обнаруживает во всех слоях и сословиях граждан многоценнейшие силы; последним вверяется труд, прекраснее и отраднее которого не мог бы пожелать ни один из числа благороднейших и надёжнейших мужей. Когда таковой апостольский подвиг выносится согласно духу и правилам Церкви, то он поставляет мирян как бы во священнослужителей Христовых, тем именно образом, который превосходно изъясняет св. Августин: "Когда... вы слышите, братья, Господа глаголящего: где Я, там и слуга Мой будет; то не думайте только о добрых епископах и духовных лицах. Также и вы своим способом служите Христу путём доброй жизни, творения милостыни, проповедания Его Имени и учения тем людям, которым сможете, так чтобы каждый отец семейства сознавал свой долг отеческой любви к своей семье. Пусть во Имя Христа и жизни вечной он всех своих увещевает, наставляет, одобряет, укоряет, дарит благосклонностью, учит повиновению; таким образом, он будет выполнять в своём доме церковную и некоторого рода епископскую обязанность, служа Христу, дабы с Ним быть навеки" [42]. У семьи есть особое призвание на этом поприще Ставить преграды воспитательной деятельности Церкви несправедливо и необоснованно Деятельность эта более чем когда-либо необходима: вот почему многие люди, облечённые ответственностью, обращают свои взоры к Церкви Таким образом, многие познали прискорбнейшее крушение людских попыток, которые направлены к подавлению и обузданию бурь, стремящихся ниспровергнуть гражданское просвещение и человечность; а поэтому они с пробудившеюся надеждою поднимают взоры к Церкви, твердыне истины и любви, и к сей Кафедре Блаженного Петра, откуда, как они разумеют, может быть восстановлено то единство в учении веры и нравственности, которое в прежнее время вело к соблюдению международных отношений в сохранности и мире. Ведь к единству этому взирает с пламенным рвением такое множество людей, постоянно испытывающих обманчивость того, на что они некогда столь полагались; к этому же единству, повторяем, стремятся ревностными пожеланиями бесчисленные рати Наших сынов, ежедневно молящихся Тому, Кто есть "Бог любви и мира" [45]; наконец, такого единства ждут многие возвышенные души, от Нас отделённые, но алчущие и жаждущие справедливости и мира, а при этом обращающие взоры к Кафедре Петровой, от коей ожидают совета и озарения. Ибо признают они доказанную в течение почти двадцати столетий несокрушимую крепость Католической Церкви, направленную на благо веры и на устроение жизни согласно христианским заповедям; признают также и теснейшее единство церковной иерархии; сия же, сплочённая с преемником Первоверховного Апостола, деятельно просвещает умы истиною евангельского учения и ведёт к святости нравов; материнским духом оказывая всем снисхождение, она остаётся, однако, бесстрашною и идёт навстречу жесточайшим страданиям, даже мученичеству, когда надлежит вынести бесповоротный приговор: Не дозволено! Другие же весьма несправедливо подозревают её в желании захватить права гражданской власти В опровержение таких подозрений, Мы с апостольской искренностью заявляем,– оставляя в силе и целости поучение приснопамятного Нашего предшественника Пия XI о власти Царя Иисуса Христа и Его Церкви, содержащееся в Окружном Послании Quas primas от 11-го дня декабря 1925 года,– что Церковь совершенно чужда подобных намерений, ибо простирает материнские руки ко всем людям не для господства над ними, а для служения им посильною помощью. И не пытается она поставить себя на место, являющееся особым и соответствующим уделом прочих законных властей, а скорее помогает последним, проникнутая духом своего Божественного Основателя и следуя по стопам Того, Кто "ходил, благотворя" [46]. Ибо Церковь провозглашает и проповедует, что должно оказывать послушание и почтительность земным властям, коих высокое начало исходит от Бога; и повинуется она завету Господа Христа, глаголющего: "Отдавайте кесарево кесарю" [47]. Она, воспевающая за Святою Литургиею: "не исхищает смертного достояния Подающий блага небесные" [48], не стремится к захвату чужих прав. Не расслабляет она человеческих сил, а возносит их к высям великодушия и благородства, образуя крепкие души, которые не предают долга своей совести. Она, которая вела столько народов и племён к просвещённой человечности, поистине, никогда не задерживала гражданского преуспеяния людей, а скорее, с материнским расположением, радовалась его блистанию. Цель, к которой стремится Церковь, дивным образом возвещена была Ангелами, летавшими над колыбелью Воплощённого Слова и воспевавшими: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"[49] Сам Божественный Искупитель следующими словами передал сей мир, которого мир дать не может, как бы в священное наследие ученикам: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" [50]; этому именно миру последовали, следуют ныне и будут следовать ещё позднее бесчисленные люди, которые готовою душою всецело приемлют заповеди Христа, заключающиеся, наподобие краткого закона, в любви к Богу и к ближним. Ведь в продолжение почти двадцати веков человеческая история, которую красноречивейший вития выразительно признал "наставницею жизни" [51], превосходно доказывает ту истину Священного Писания, согласно которой действительно никто, восставший против Бога, не оставался в покое [52]; ибо единый Христос является "краеугольным камнем" [53], на Ком могут основываться и человеческое сообщество, и отдельные люди. Поистине, созданную на сем краеугольном камне Церковь никогда не смогут уже ни сокрушить, ни подавить вражеские силы: "Врата ада не одолеют" [54]; внутренние и внешние схватки скорее даже увеличивают её мощь и доблесть, доставляя ей новые победы и принося новые венцы. Наоборот, какие угодно новые построения, не опирающиеся на учение Иисуса Христа как на основание, представляются воздвигнутыми точно на зыбучем песке и со временем непременно упадут печальным образом [55]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Папа не опустил ничего для спасения мира; но его предупреждениям не последовали Ныне час испытания... Ныне час любви... Католическая Церковь, Град Божий, "где царствует истина, законодательствует любовь, а мерилом является вечность" [59], учит христианским истинам, обезопасенным от какого бы то ни было заблуждения или умаления, одновременно напрягаясь с материнским воодушевлением над делами христианской любви; как блаженное видение мира она высится над самыми потоками ошибок и страстей, в ожидании тех дней, когда Всемогущая Десница Царя Христа укротит бушующие бури и изгонит духов распри, которые их возбудили. Для ускорения того дня, когда голубь мира найдёт где опуститься на сей земле, разрушенной потопом раздоров, Мы употребим без изъятия всё то, что находится в Нашей власти; при сем Мы рассчитываем на деятельность тех правителей государств, которые благородным усилием, прежде чем разразился пожар войны, пытались предотвратить эту страшную грозу; полагаемся и на тех, кто из среды какого угодно народа и сословия взывают не только к справедливости, но также к любви и милосердию; всего более, наконец, верим Всемогущему Промыслу Божию, Коему каждодневно возносим сию молитву: "В тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды" [60]. Поистине, безгранично всемогущество Бога; Он располагает поэтому благоденствием и судьбою народов, не в меньшей же степени и намерениями отдельных людей, незаметно ведя таковые куда решит; а именно тем образом, что всемогуществом Своим превращает даже предполагаемые препятствия в орудия, при помощи коих творит ход событий, склоняя умы и свободную волю людей по направлению к Своим целям. Особенно же ныне час молитвы Правильным обузданием себя и своих вожделений, равно и приступлением к должным делам покаяния, не опускайте усугубить благоприятность своих молений перед Тем, Кто "поддерживает... всех низверженных" [61], дабы ускорил конец нынешних тягот, чем установилось бы соответствие между вашими молитвами и следующими словами святого Псалмопевца: "Воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их" [62]. Также и вы, отряды чистых отроков, возлюбленных Господом Христом, изливайте от искреннего сердца целомудренные молитвы в единении с молитвами Церкви, особенно когда вкушаете Ангельский Хлеб. И Пресвятое Сердце Иисусово, объемлющее вас столь великою любовью, никак не отринет молений невинных душ. Прибегайте все к молитвам, прибегайте постоянно: "непрестанно молитесь" [63]. Таким путём вы осуществите то, что заповедует Божественный Учитель и что блюдёт заветною святынею Своего Сердца: "да будут все едино" [64]: то есть, да живут все в согласии и единстве общей веры и любви, чтобы человечество узрело, что значат и что могут сотворить как со вершённое Христом искупление, так и многотрудная деятельность основанной Им Церкви. Верующие начальных времён Церкви одною знаменательною молитвою объяли суть сей заповеди, которую вмещали умом и осуществляли действиями; поэтому и вы, объединившись с ними, молитвенно высказывайте те же чувства, столь подходящие к нуждам нашего века: "Помяни, Господи, Церковь Свою, да избавишь её ото всякого зла и да завершишь её в милосердии Своём; и освятив, собери её с четырёх сторон света во Царствие Твоё, которое уготовал ей; ибо Твоя есть сила и слава вовеки" [65]. С ревностною жаждою, чтобы Бог, сотворивший и возлюбивший мир, милостиво приял моления Своей Церкви, преподаём в заключение вам всем отеческою душою, для сообщения вышних даров и во свидетельство обильной Нашей любви, Апостольское Благословение. Дано в Кастельгандольфо, под Римом, 22-го дня октября месяца, в год тысяча девятьсот тридцать девятый, Понтификата Нашего в первый. ПИЙ XII, Папа и Первосвященник. Примечания
Перевод данной Энциклики сделан в Париже в Русском католическом приходе во имя Пресвятой Троицы в 1940г. Вернутся к оглавлению |
||