Современные Проблемы

Изменения в розарии (из пресс-релиза священнического Братства св. Пия X.)

Из пресс-релиза священнического Братства св. Пия X.

В среду 16 октября Папа Иоанн-Павел II обнародовал апостольское послание "Rosarium Virginis Mari?" [1], в котором он установил Год розария, с октября 2002 г. до октября 2003 г. Он также представил пять новых тайн для размышлений. Этот длинный документ требует нескольких комментариев.

Во-первых, радует, что Папа старается восстановить достоинство молитвы Священного Розария, уже вышедшего из употребления и даже подверженного некоторому презрению, особенно среди духовенства, представляющего Розарий как древний фетишизм. Однако надо сказать, что эта молитва сохранила большое уважение среди благочестивых католиков.

Папское послание является долгожданным призывом к чтению Розария. Папа также подробно останавливается на методике чтения. Перечисляются и комментируются одна за другой все тайны, заключающиеся в двух особых интенциях – мир и семья. Послание содержит неплохие размышление и хорошие советы. Например, для семей – чтобы читали совместно Розарий, чтобы размышляли о духовной жизни Пресвятой Девы с целью подражания Ей, благодаря размышлению о разных тайнах Св. Розария. Но вопреки этому доброму, следует указать на несколько многоплановых проблем, вытекающих из этого послания.

Протаскивание Ватикана-II
В первую очередь, мы более чем удивлены утверждением, что "…Розарий, в каком-то смысле,– молитва-толкование последней главы Конституции II Ватиканского Собора "Lumen gentium", в которой идёт речь о чудесном присутствии Божией Матери в тайне Христа и Церкви" [2]. Но ведь хорошо известно, что эта глава является результатом скрытой атаки против Богородицы и особенно против того, что Она – Посредница всех благодатей.

Ложный пацифизм
Другая проблема заключается в предложенной Папой молитвенной интенции. "Мои предшественники и я сам неоднократно предлагали Розарий как молитву о мире" [3]. При всём уважении к папским словам, это некий примитивизм и передёргивание. Если посмотреть на подлинную историю и развитие молитвы Св. Розария, то сразу станет ясно, что эта чудесная молитва связана с борьбой Церкви против своих врагов. История свидетельствует, что Розарий вошёл в литургическую жизнь Церкви с громом победы христианских войск [4]. Процитируем Льва XIII: "Ясно как божий день, что эта форма молитвы особенно угодна Пресвятой Деве, и очень желательно использовать её для защиты Церкви и всех христиан".

Источники этого примитивизма лежат в известной форме пацифизма, провозглашающего, что уже не существует никаких врагов, с которыми надлежит сражаться. Но дух борьбы за веру, за свою душу и ради спасения ближнего – это постоянно присутствующий в истории Церкви. Да, мы должны искать мир всеми доступными нам средствами, но пацифизм не ведёт к миру, и Лев XIII объясняет это в своих документах, касающихся Священного Розария.

Новые тайны
Перейдём теперь к пункту, являющемуся главной проблемой – это добавление пяти "светлых тайн". Конечно, сам по себе выбор тайн Розария не является неприкосновенным. Форма Розария могла бы быть другой, но остаётся фактом, что всегда существовали известные всем пятнадцать тайн и та форма, которую мы знаем; она установлена уже много веков назад и применялась в течение столетий. Это было закреплено в литургической практике праздника Девы Марии Розария. Всё это уже стало древним обычаем Церкви [5]. Многие Римские Папы называли Розарий Псалтирью Богородицы, потому что 150 " Ave Maria " соответствуют 150 псалмам. Это также признаёт в своём послании Иоанн-Павел II [6]. Издание же декрета, гласящего, что с этого момента Розарий будет включать в себя уже 200 " Ave Maria ", означает, что с символизмом этой молитвы покончено. Это покушение на одну из традиций. Это досаждение христианскому благочестию. Папа был вправе создать новую форму молитвы по чёткам, но не должен был посягать на традиционное благочестие.

Перейдём к рассмотрению самих пяти "светлых" тайн, которые должны быть вставлены между радостными и скорбными и говорить об общественной жизни Христа:

  1. Его Крещение в Иордане;
  2. Его откровение о Себе Самом на брачном пиру в Канне;
  3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению;
  4. Его Преображение;
  5. Установление Евхаристии – сакраментального воплощения Пасхальной Тайны [7].

Давайте, прежде всего, посмотрим на третью тайну – Возвещение Царства Божия. Это не конкретное историческое событие, как прочие тайны Священного Розария, но общий аспект проповеди Евангелия, поэтому сложный предмет для медитации. Более того, это центральная тема II Ватиканского Собора, для коего это Царствие является всем человечеством как таковым. Далее: пятая часть (Установление Евхаристии) отсылает нас к Пасхальной Тайне. Традиционная богословская концепция теперь перетолковывается в духе нового богословия, чтобы обозначать новое восприятие тайны Спасения. Эти тайны, таким образом, оказываются пропитанными соборным духом, придавшим им новое значение.

Сделаем вывод и признаем очевидное, что христианская душа может получить лишь пользу от размышлений о любых деяниях Господа нашего, и что памятование о брачном пире в Кане Галилейской или об установлении Святой Евхаристии погружают душу в теплоту любви Божией. Эти тайны вполне могли бы стать новой, созданной Иоанном-Павлом II, формой молитвы по чёткам, а не соблазном для традиционного христианского благочестия.

Гуманистический привкус
Новые тайны носят явно выраженный гуманистический привкус, отражающий мышление Иоанна-Павла II. Впрочем, Папа сам объясняет свои мысли в Апостольском послании:

"…нетрудно тщательно рассмотреть антропологическое значение Розария. Оно намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Погрузившись в созерцание Христа и размышления о вехах Его жизни, можно постичь правду о человеке. Важное утверждение II Ватиканского Собора, к которому я неоднократно, со времён издания энциклики "Redemptor hominis", обращался в своих трудах, гласит: "в самом деле, тайна человека истинно проявляется лишь в тайне воплотившегося Слова"" (Пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes", 22).

…Поэтому можно сказать, что каждая тайна розария, если как следует размышлять над ней, проливает свет на тайну человека" [8].

Здесь мы находим фундаментальное новшество II Ватиканского Собора: Божие Откровение не является уже обращённым к человеку Откровением сверхъестественной Божией тайны, но "Христос, в конечном счёте, открывает человека самому себе, открывая Отца и будучи открытым Отцом" (9). Можно утверждать, что это новшество вполне укладывается в русло предыдущих реформ: интегрировать некоторые элементы церковной традиции в новое мышление II ватиканского Собора. Папа хочет воздать честь Богородице и вновь поставить Розарий на достойное его место, но одновременно пытается придать ему новое направление и новый, отличный от традиции дух. Мы же, желая сохранить эту молитву в той чистоте и в том значении, которые она пронесла через столетия, приветствуем год Розария, дарованный Папой христианскому миру и в течение этого года постараемся изучить все церковные документы и наставления, показывающие богатство и величие Розария, его благодатность, силу и духовную красоту. Мы предаём эту нашу инициативу под Покров Царицы Святого Розария.

The Changes to the Rosary, Excerpts from a Press Release of the Society of St. Pie X // Catholic, The voice of Catholic Orthodoxy, № 220, January/February, 2003, p. 4.

Комментарий: При Папе Иоанне XXIII в Канон Святой Мессы было добавлено имя св. Иосифа. До этого там его не было, ибо в Каноне содержались имена только тех святых, кто пролил свою кровь, что ещё лучше подчёркивало жертвенный характер Св. Мессы, которая может служиться лишь на Алтаре, где присутствуют мощи, как минимум, трёх мучеников. Кто может быть против святого Иосифа и против столь почётного места для его имени? Никто. Но такое, на первый взгляд, невинное и малозначимое изменение стало неким "троянским конём" в литургической традиции. Если стало возможным тронуть неприкосновенный Канон, то отчего бы не начать и дальнейшие изменения. Каким кощунством это кончилось, мы знаем. Теперь Священный Розарий. Святой Иосиф – величайший святой; новые тайны – это очень благочестивое размышление. Что дальше?!

О. Вернер Бёзигер FSSPX

Примечания

  1. Все цитаты из данного папского послания приводятся по публикации: Розарий Девы Марии // Roma locuta, №9 (9), приложение к газете "Свет Евангелия" // Свет Евангелия, Российская католическая газета, №48 (397), 25 декабря 2002 г.
  2. Папа Иоанн Павел II апостольское послание " Rosarium Virginis Mari?", 2.
  3. RV М, 4.
  4. Праздник Богородицы Победительницы, который впоследствии стал именоваться праздником Богородицы Священного Розария установлен в честь победы при Лепанто, когда христианский флот разгромил флотилию мусульман. Это было 7-го октября 1571 г. С тех пор ежегодно все благочестивые христиане празднуют эту очередную победу Богородицы над ветхозаветным змием, явившимся в образе ислама.
  5. Каноническое право 1917 г. гласит, что существующие непрерывно более 200 лет традиции не могут меняться. Таково учение Католической Церкви. Так было всегда до II Ватиканского Собора. На Традицию никто, ни Папа, ни Вселенский Собор не посягали, а наоборот, стояли на ее страже. В середине XX века пришли иные времена. Иерархи стали рвать с католическим прошлым Церкви.
  6. RVM, 19.
  7. RVM, 21.
  8. RVM, 25.
  9. Слова кардинала Анри де Любака, одного из лидеров церковного обновленчества 60-х – 90-х годов XX века. В данном случае происходит характерная для модернистов подмена сверхъестественного естественным: религия у них служит лишь совершенствованию человека, оставляя вопрос вечного спасения в стороне, как несущественный.
Вернуться к списку