Современные Проблемы

о. Ф. Марсилль. Проказа экуменизма

По благословению Святейшего Отца 25 марта 1993 года было опубликовано "Правило по применению принципов и норм по экуменизму". Ниже приводится краткое изложение документа с комментарием в свете Традиции.

Вывод: Врач не должен выписывать такой рецепт.

Экуменизм не привел к ощутимым результатам за последние 20 лет; единственное его "достижение" – огромное количество канцелярской писанины, около 10 официальных документов. Каждый из них содержит в себе более 40 страниц – результат многочисленных межконфессиональных конференций с участием восточных схизматиков, англикан, пресвитериан, лютеран и т. д.

Сделанные выводы – предмет переоценок, критики со стороны римских конгрегаций; ратификации деклараций и так далее... без конца. Папские Советы по делам Восточных Церквей, по экуменизму, по диалогу с неверующими и по социальной коммуникации ежегодно публикуют и распространяют несколько "ориентаций и размышлений". В этом океане бумаги есть и множество вздорных публикаций (например: "Женщина в Латинской Америке"). Но можно убедиться, что никто не читает такого рода литературы, за исключением издателей, и что никаких последствий для Церкви она, следовательно, не имеет. Совсем другое дело – тот документ, который мы хотим проанализировать. Он озаглавлен: "Правило по применению принципов и норм по экуменизму".

Данный документ обладает авторитетом Учительства и имеет силу закона и является применением Кодекса Канонического Права 1983 г. (п. 2 документа): "Руководство даёт указания и нормы, подлежащие повсеместному применению... Руководство призвано дать обязательные директивы". Цель его избегать "вероучительных неточностей" (п. 6). Этот документ был обнародован Папским Советом по христианскому единству и утвержден Папой Иоанном Павлом II 25 марта 1993 г., с пометкой, что он отменяет всякий закон постанавливающий противное.

Текст документа является особенно важным потому, что показывает как группа, которая в данный момент находится у власти в Церкви, интерпретирует тексты II Ватиканского Собора. Все доктринальные последствия декрета об экуменизме "Unitatis redintegratio" открыто приняты и навязаны. Совершенно ясно, что различные внушающие уверенность "ограждения", которые можно найти то там, то здесь в этом соборном тексте, являются полной фикцией, ничем. Заранее можно представить практические последствия этого нового экуменического руководства: сомнения, касающиеся содержания веры, кощунство над Таинствами на практике, еретическая подготовка семинаристов с самого начала их обучения, радикальное искоренение всего, что связано с традиционным богословием. Развитие вездесущей администрации "экуменических специалистов", которые должны контролировать епархии, семинарии, школы, университеты... введение "демократического народного контроля снизу", коему доверено ратифицировать достижения комиссий по диалогу.

Горбачёв сказал, кажется, что "коммунизм был нереальной утопией, насажденной диктатурой". Можно перефразировать это высказывание следующим образом: экуменизм это безбожная химера, насажденная властью. Экуменизм есть смерть.

Перед тем как мы перейдём к документу, давайте перечитаем соборный декрет, который является хартией экуменической ориентации.

Безвредные на вид фразы II Ватиканского собора и их логические последствия
Декрет "Unitatis redintegratio" цитируется на всем протяжении документа – и не без причины. Рассматриваемое постановление, выглядящее таким соблазнительным, в действительности является лишь логическим развитием и применением посылок, сформулированных в соборном тексте. Давайте обобщим основные положения (ссылки далее относятся к Декрету "Unitatis redintegratio"):

  1. Отрицание видимости, единства и святости Церкви: Она понимается как незавершённая, существующая, хоть и несовершенным образом, во всех еретических сектах (п. 3), несовершенная даже в Католической Церкви, которая, хотя и обладает всей полнотой средств спасения (п. 3), однако же, несовершенна (п. 6). Еретические секты суть аутентичные проявления Мистического Тела Христова (п. 3). Церковь, следовательно, незавершённа, состоит из различных ветвей, главная задача которых – преодолевать препятствия к единству.
  2. Несомненность веры ставится под вопрос "иерархичностью истин" (п. 11). Нет больше места для апостольства (называемому теперь "прозелитизмом"), а есть только для диалога; право переходить из одной секты в другую по прихоти совести нерушимо (см. п. 3).
  3. Подстрекательство к единению с еретиками в молитве и Таинствах (п. 8).
  4. Переориентация духовенства и семинарского образования (п. 10).

Практически, последствия этого уже были введены в Кодекс Канонического Права 1983 г., сконцентрированы и доведены до предела в экуменическом руководстве.

Перед тем, как мы продолжим, необходимо рассмотреть фундаментальные принципы Веры, экклесиологии и сакраментальной практики, которым наносится ущерб данным документом.

Вера
Вера – это согласие разума с истиной, не вполне очевидной субъекту, на основании авторитета Бога, открывшего её. Функция разума здесь состоит в том, чтобы удостовериться, что Бог открыл истины, необходимые для спасения, и познать без человеческих заблуждений содержание Откровения.

Церковь есть общество, установленное Богом, дабы передавать неприкосновенный Залог Веры, а Крещение дарует сверхъестественные добродетели, которые облегчают разуму сие согласие, склоняя волю внять Слову Божию, когда оно предложено разуму, и помогая ему легче понять представленное. Вера – это не мнение. Если придерживаться полностью или частично Богооткровенного Залога как свободного мнения, то это не будет актом сверхъестественной добродетели веры.

Вера подразумевает подчинение Божественной власти, а не свободный выбор в религиозных вопросах. Тот, кто отвергает Веру, однажды приняв её, совершает грех. Он более не свободен, ибо Бог даровал ему благодать во уверование. Отвержение её – оскорбление Бога. Поэтому тот, кто отвергает Веру, всегда виновен. Почему? Потому что благодать, необходимая для того, чтобы безопасно следовать вере, чтобы лучше понять её, чтобы привести это понимание к совершенству, даётся всегда. Более того, Откровение есть истина в том смысле, что на практике каждодневная жизнь для христианина это постоянное непосредственное подтверждение истинности его Веры, даже если в глубине своей суть Богооткровенного Залога всегда смешана с некоторой долей неясности. Некоторые вещи превосходят естественные способности человеческого разумения (например, Тайна Пресвятой Троицы), иные не могут быть на опыте познаны в этой жизни (например, эсхатология). Вероотступничество может быть осуществлено посредством отвержения одной только истины, известной как Богооткровенная, даже если придерживаться всех остальных. В данном случае уже нет подчинения разума власти Бога, а скорее свободный выбор, т.е. личное мнение человека.

Есть ли вера у протестанта? Фактически, лютеране верят в некоторые вещи, являющиеся частью Откровения. Но основой лютеранской доктрины является свободное исследование. Протестант верит, потому что вещь кажется ему истинной в данный момент, ожидая, что еще что-нибудь проявит истинность немного позднее. Их практическую позицию выдает следующая фраза: "Ты должен принадлежать к..." (напр, к WASP – Белым Англосаксам Протестантам); ты можешь верить во что захочешь, но ты обязан принадлежать к официально признанной религиозной общности. Королева Англии является одновременно главой Англиканской Церкви и членом Пресвитерианской Церкви Шотландии без каких-либо особенных затруднений совести. Можно резонно утверждать, что обычно вера протестанта, даже точно соответствующая Символу Веры, не является актом богословской добродетели веры, даже если протестант принял Крещение, ибо он препятствует благодати Таинства, ставя во главу угла свободу своей совести, хотя Таинство склоняет его (без насилования воли) подчинить свою свободу с этого момента Слову Божию.

Действительно, существуют протестанты, жертвы предрассудков и их образования, которые стремятся к святости и могут её достигнуть с оставшимися у них истинами. Но сами они представляют собой аномалию, пережиток в протестантизме. Протестантизм это, прежде всего, человеческая религиозная система, созданная против авторитета Церкви, в которой истина веры – чужеродное тело, пленник и изгнанник в мире враждебных человеческих идей. Протестант, в непреодолимом неведении, будет тащиться по жизни с ложными человеческими мнениями, которые он ошибочно считает верой, словно с ядром на цепи, всё время мешающим своею тяжестью его освящению.

Говорить, что Святой Дух действует в протестантских сектах как в таковых (Unitatis redintegratio, п. 3), означает, в самой основе, утверждать, что человеческая искренность равна сверхъестественной добродетели. Говорить, что они как таковые – средства спасения, когда они же исключают сверхъестественную веру, значит окончательно отрицать весь сверхъестественный порядок. Любой экуменизм – это средство для внушения невысказанного утверждения: человеческое достоинство придает ценность любой религиозной общности. В этом случае Церковь перестает быть необходимой посредницей спасения,

Церковь и Мистическое Тело Христово
Церковь есть видимое общество, установленное Господом нашим Иисусом Христом, которое учит всех людей хранимому ей Откровению ради их спасения, управляет верующими и преподает им Таинства с той же самой целью. Первая миссия универсальна, вторая касается только крещёных. Церковь управляется преемниками св. Петра и Апостолов: Папой и епископами.

Верующие объединены исповеданием одной и той же веры. Они едины в перспективе общей сверхъестественной цели: спасти свои души. Присоединение к Церкви недобровольно; человек не может сам выбирать смысл жизни. Цель определена Творцом. Не существует выбора сверхъестественных средств; они даны Богом, установлены Господом нашим Иисусом Христом. Но у человека есть выбор добрых естественных средств: брак, общение, дружба...

Церковь как общество не насилует человеческой природы. Она взывает к естественным социальным склонностям человека. Внешне она сходна с любой другой человеческой общностью, объединенной достижением какой-либо цели вообще. Но её целью не является удовлетворение какой-либо человеческой потребности, достижимой человеческими средствами. Церковь есть как бы видимый покров другой, мистической реальности, оживотворяющей её,– Мистического Тела Христова. Участие душ в Божественной жизни взаимно гармонизирует их, словно части живого организма, по сравнению св. Павла. Мистическое Тело черпает свою жизнь из сокровищницы заслуг Христовых, а его жизнь протекает тем плодотворнее, чем более в Церкви любим Крест. Это сверхъестественное единение в любви внешне проявляется в единстве Церкви.

Без сверхъестественной веры невозможна никакая сверхъестественная жизнь. А значит не возможно и никакое сверхъестественное общество. Без публичной верности Откровению, хранимому и передаваемому Церковью, истинная вера невозможна, а значит и общение не возможно. Мистическое Тело едино, также как един любой живой организм, например, кошка. Понятие "неполное общение" (Unitatis re-dintegratio, п. 3), это вздор вроде "квадратного круга" или "летающей лошади". Это существует в том случае, если только не верить в реальность сверхъестественного порядка, а верить в то, что каждая религиозная общность свята на основании человеческого достоинства. Понятие неполного общения косвенным образом ведет к отрицанию сверхъестественной миссии и безошибочности. Мы увидим, что группировка, ныне находящаяся у власти в Церкви, переходит от неявного к явному.

Communicatio in sacris (Общение в Таинствах)
Это то, что мы называем сотрудничеством с еретиками или схизматиками в актах культа. Единение в Таинствах видимым образом выражает единство в вере и сверхъестественной любви. Там, где не существует единства веры (как с протестантской сектой) или единения любви (как со схизматическим "православием"), тяжкий грех имитировать сверхъестественное единство, употребляя Таинства, даже если они действительны. В Кодексе Канонического Права 1917 г. соmmunicatio in sacris (общение в Таинствах) рассматривалось как тяжкий грех, наказуемый отлучением, потому что оно содержит потворство ереси (CIC 1917, Can. 1258, 2316). Церковная практика всегда очень строга, даже если речь идет просто о присутствии на проповеди во время некатолической церемонии. Святой Герменегильд в VI в. в Испании был предан мученической смерти за то, что упрямо отказывался принять истинное Тело Христово из рук арианского епископа, и был за это поставлен в пример всем католикам.

Мы собираемся выяснить, что всё, прежде запрещенное под страхом тяжкого греха и на полном основании, сейчас рекомендовано Церковью Собора (II Ватиканского – прим. пер.) под покровом власти, которой она обладает.

Технология улыбающейся апостасии (вероотступничества)
Вот то резкое название, которое можно дать экуменической директиве. То, что следует за этим, это обзор 40-страничного документа. И Папа Иоанн Павел II подписал этот документ. "Крещёные во имя Христово призваны посвятить себя поиску единства" (п. 22).

Но мы задаем вопрос, как человеку практически предлагается осуществить эту обязанность совести?..

Экклезиологические основы
Католическая Церковь обладает всеми средствами спасения, но пребывает несовершенной, ибо разделения подорвали доверие к ней и потому ответственность за прошлые разделения частично падает на неё (п.п. 17 – 18). Более того. Залог Веры сформулирован несовершенным образом и частично попал в ловушку исторических обстоятельств (п. 181, п.п. 74 – 75).

Протестантские секты являются истинными церковными общинами и, как таковые, они представляют собой средство спасения. Они являются орудиями действия Святого Духа (п. 18 и особенно п. 104). Более того, частица истины, которой они обладают, увеличивается благодаря их религиозному гению и таким образом они должны обогащать духовность католиков (п. 63).

Психологические условия, необходимые для хорошей экуменической работы
Диалог начнется с единения в скептицизме: "поиск встречных пунктов, несмотря на трудности, благодаря общему, искреннему и бескорыстному исканию истины" (п.п. 60 и 205).

Следует игнорировать догмы, которые могут смутить других: "уважая иерархию истин и избегая выражений и способов изложения вероучения, которые будут препятствовать диалогу" (п. 61).

Епископу предоставляется судить о своевременности обсуждения проблем различия в вопросах веры и нравов (п. 207).

Следует идти на диалог только с "хорошими" религиями, которые получили этот знак отличия. Прочих сект следует избегать (п. 35).

Экуменическая апостасия (вероотступничество)
Не должно быть одиозного соперничества и прозелитизма (п.п. 50 и 207). Церковь обладает новым пониманием своей миссионерской природы: "Преодолевать с мужеством и надеждой все человеческие разногласия, даже в религиозных вопросах" (п. 205). "Католики должны постараться уважать живую веру других Церквей и церковных общин" (п. 206).

А если, вдруг, кто-нибудь захочет стать католиком? Хорошо, слушайте ответ: "Каждый христианин имеет право, подчиняясь гласу своей совести, решить войти в полное католическое общение" (п. 99). Во имя прав человека. Чисто протестантская концепция. Можно свободно прийти, можно свободно уйти, не считаясь ни с чем, кроме собственной совести. Нет больше Богоустановленной власти, которая может приказывать в вопросах веры от имени Господа нашего! Но будьте внимательны! Терпятся обращения, но с некоторыми мерами предосторожностями: "новообращенные должны быть заботливо воспитаны в экуменическом духе" (п. 207).

В связи с этим, презрены католики греческого обряда (униаты), которые не нравятся восточным схизматикам. Их даже не упоминают, но это они имеются в виду в п. 47, предписывающем провести синоды, чтобы они "принимали во внимание экуменический аспект деятельности". Чтобы это понять, надо прочесть директиву комиссии "Pro Russia", которая практически запрещает униатам все инициативы неприятные схизматикам и приказывает им отсылать назад любого схизматика, который мог бы возжелать обратиться.

Хорошо, а чего же от них хотят? От них упрямо требуется: основной деятельностью будет "бескорыстное сотрудничество" (т. е. не прозелитизм), борьба с "факторами, угрожающими основным ценностям, как, например, нищета, расизм, потребительство, терроризм,... охрана Творения (церковный термин для экологии), проблемы мигрантов,... страдающих от несправедливостей, присущих структурам греха, борьба с антисемитизмом, религиозным фанатизмом и сектантством" (п.п. 210, 214, 215).

Церковные политиканы
Для того чтобы всё это функционировало, должна существовать армия политкомиссаров, и она предусмотрена. Пункты с 42 по 52 посвящены описанию администрации, которая должна контролировать экуменическую деятельность сверху донизу. Должен быть "епархиальный делегат по экуменизму" и "епархиальный экуменический секретариат". Каждая епископская конференция будет иметь свою "епископскую комиссию по экуменизму" и получать помощь со стороны экспертов, которые будут контролировать и назначать на должности, и у которых будет право контроля во всем. Эта группа будет поддерживать связь непосредственно с Папским Советом по христианскому единству, который имеет универсальную и непосредственную власть над всем экуменическим движением (п. 53). У монашеских орденов и обществ апостольской жизни будут также свои комиссии и межконфессиональная деятельность.

И когда, таким образом, экуменическая власть придет к каким-либо результатам благодаря диалогу, то к какому авторитету она будет адресоваться? Хорошенько послушайте, это ясно сказано: "Когда результаты диалога будут признаны соответствующими властями, подготовленными к оцениванию, члены Народа Божия, в соответствии с их ролью и харизмой, должны быть вовлечены в этот критический процесс. Действительно, верующие призваны осуществлять "сверхъестественное чувство веры" (sensus fidei). Когда все от епископа до последнего верующего, проявляют всеобщее согласие в вопросах веры и нравов... Есть надежда, что этот путь будет принят каждой Церковью или церковной общиной, участвующей в диалоге" (п. 179).

Ясно, за что они собираются проголосовать большинством голосов. Власть епископа и Папы должна деликатно стушеваться перед новыми структурами мировой межконфессиональной религии.

"Советы везде"
Это было лозунгом коммунистов на протяжении 30-х гг. XX в. Несколько перефразируя, можно образно сказать сейчас: "Экуменисты везде". Судите сами:

  • Во время обучения катехизису не обходимо настраивать детей на экуменизм. Протестанты могут частично сотрудничать в процессе катехизации. Следует заботиться о том, чтобы приоритет отдавался консенсусу, когда католики и протестанты собираются вместе (п.п. 188 – 190);
  • В католической школе необходимо "обучать диалогу, миру и межличностным отношениям". Экуменизм должен пронизывать всё религиозное обучение, даже такие дисциплины как история. Следует присмотреть за "искоренением языка и предубеждений, которые искажают лицо других христиан" и, наконец, будут межрелигиозные встречи (п. 68);
  • В Университетах всё то же самое (п.п. 87 – 90 и 191 – 203). Католические Университеты должны готовить специалистов и направлять их в администрацию экуменического движения (п. 90);
  • В семинариях нужно прививать "экуменический настрой", прежде всяких серьезных предметов "студенты будут направлены с самого начала их теологических занятий к экуменическому восприятию обучения" (п. 80). Они также будут заниматься некоторыми неоднозначными вопросами – такими, как "совместная молитва, прозелитизм, борьба за мир, свобода совести, смешанные браки, роль мирян и место женщин в Церкви" (п. 79, см. также п.п. 191 – 203);
  • Старые книги, в которых отсутствует экуменическая открытость, будут запрещены (п. 80). Будет существовать определённое количество протестантских преподавателей, но они не будут составлять большинство (п. 81).
  • Католические семинаристы будут учиться релятивизировать догматы, ибо "догматические формулы могли быть сформулированы даже Учительством (Magisterium) в терминах, которые носят следы преходящих концепций, соответствующих определенной эпохе" (п. 74). Дверь открыта, этот поток снесёт всё. Они будут учиться "делать различение между Залогом Веры и способом, благодаря которому истины сформулированы", "делать различение между Апостольским преданием и церковными преданиями" и "восстанавливать законное многообразие в богословии". Они будут недвусмысленно считать, что существуют основные и второстепенные догматы (п. 75). Это гарантирует то, что они будут достаточно созревшими, чтобы "различать между реальными и мнимыми противоречиями" в том, что касается протестантских заблуждений (п. 76) и понимать, что "различные богословские определения являются скорее взаимодополняющими, чем противоречащими". Наконец, будут "практические работы", касающиеся экуменического делания (п. 82).

Эти указания обязательны. Что собирается делать Братство Св. Петра? Что собирается делать семинария монсеньора Ваха? Они думают, что Рим забудет о них?

В монашеских орденах невозможно оставаться пассивными. Каждый монастырь, если он "участвует в жизни Церкви", должен будет "сделать своим достоянием и заботой, всевозможными путями, мероприятия и цели Церкви в экуменической сфере" (п.п. 83 – 86). Декрет вводит ясные обязанности, касающиеся межмонастырского перевоспитания и переориентации...

Среди духовенства будет происходить "процесс постоянного обновления, ибо экуменическое движение находится в состоянии постоянного развития". Они должны перепроверять проповеди, катехизисы и газеты, периодически прибегая к самокритике. Они должны регулярно приглашать протестантского пастора в свой приход (п. 91).

В местах экуменических богослужений необходимо прятать Св. Тайны "из уважения к... различным вкусам" (п. 139). Монахини в больницах должны заботиться о том, чтобы позвать пастора для больных протестантов (п. 142).

Новая концепция Таинств
Исходя из новой концепции веры, новой концепции миссии Церкви, существует новая практика принятия Таинств. Именно здесь наиболее очевидно противостояние с Католической Церковью. Всё, что было запрещено под страхом тяжкого греха, даже отлучения от Церкви, ныне обязательно. Это противоречие в практическом решении имеет корни в концепции Таинств. Для католика Таинство соединяет с Богом тех, кто принял Крещение и надлежаще расположен. Первостепенная обязанность – по отношению к Богу – избежать святотатства, непочтительности и бесплодности Таинства (из-за отсутствия расположения со стороны верующих); только после этого долг по отношению к другим верующим. Необходимо позаботиться о действительности Таинства, о том, чтобы приемлющие были надлежащим образом расположены к принятию плодов оного, и чтобы доступ к ним не был бы затруднен без нужды препятствиями, в которых нет необходимости.

Для экумениста Таинство – разновидность прав человека, оно предоставляется с целью его духовного роста и достижения единения человеческого рода. Обязанности совести теперь требуют лишь действительности Таинства, субъективной искренности приемлющего и экуменической эффективности.

Communicatio in sacris (общение в Таинствах), которое в Католической Церкви является кощунственным актом, заслуживающим отлучения от Церкви, становится долгом совести для экумениста.

Крещение. Повторение сомнительного Крещения, совершенного в секте, из которой происходит новообращенный, более не будет совершаться публично, чтобы не наносить обиду секте. Больше не существует публичного отречения от ереси (п. 99).

Евхаристия. В принципе не должно быть места сослужению с протестантскими пасторами (п. 104), но общее Причастие допускается и даже "рекомендуется в определенных обстоятельствах" (п. 129). С того момента, как протестант будет искренен, никаких препятствий ему не ставится настолько, насколько его субъективная вера совпадает с Католической верой по данному вопросу (п.п. 131, 132,160). Сейчас каждому человеку известно, что ни одна протестантская община не придерживается католического учения о Святой Евхаристии. Всё, что законодатель хочет сказать, это то, что искреннее желание человека, наличие единения в общине, ощущение того, что где-то внутри он верит в то же, что и окружающие, даёт ему право на Таинство. Но, если это возможно, он должен отдать предпочтение протестантскому пастору, так же, как и католик должен принимать таинства от католического священника (п. 131). Но епископ может расширить рамки возможных случаев интеркоммуниона (п. 130). Руководство приводит пример, когда супругу-протестанту разрешается принимать Причастие в случае смешанного брака, безо всякого условия, касающегося веры в Таинство! (п. 160).

Покаяние и Елеопомазание. Для католика единственными ограничениями являются действительность Таинства и сана священника. На практике это касается только восточных раскольников. Для Таинства Покаяния – последствия весьма тяжкие. Духовник – больше не судья расположению кающегося. Пункт 131 предусматривает случай, когда протестант не имеет доступа к пастору и находится в состоянии крайней необходимости, просит об исповеди (это приемлемо для Высокой Англиканской Церкви). В соответствии с новым законом, священник не может отказать ему в отпущении только потому, что исповедующийся еретик.

Брак. Вопросу смешанных браков отводится много внимания. Всё это было бы так смешно, когда бы не было так грустно. Много трескучего пафоса в высказываниях, касающихся того, что вот, наконец, у экуменизма появился шанс в виде смешанных браков (п. 145). Но этот вопрос очень противоречивый и почти всё расстраивает (п.п. 143 – 160). Проявляется забота "об уважении свободы совести каждого из супругов" (п. 146). Супруг-католик должен изучать протестантизм (п. 149). Супруг-протестант не даёт обещания воспитать детей в католической вере (п. 150). Венчание может происходить в протестантской церкви, при условии присутствия католического диакона или священника (п. 157). Католик может быть свидетелем брака между протестантами (п. 136).

Это хаос: "Совместная литургическая молитва в строгом смысле слова" с некатоликами рекомендуется, ибо протестантские "службы могут питать жизнь благодати" (п.п. 103 – 104). Можно участвовать в протестантских духовных упражнениях (п. 114). Благословения по Требнику могут быть даны протестантам (п. 121). Можно отпевать протестанта по католическому обряду с согласия протестантского пастора (п. 120).

Вывод: Утопия умирающего Века
Как могут Папа, кардиналы и епископы, которых мы считаем людьми умными и доброй воли, навязывать христианскому народу законы, очевидно извращенные, открыто противоречащие исконному многовековому опыту Церкви, а нередко и несовместимые с определенными догмами? Статья в журнале "30 Дней" может помочь нам в понимании того, что творится в умах таких людей, как, например, кардинал Ратцингер. "Экуменизм,– сказал он,– не является частным аспектом веры. Это – часть самой структуры акта веры... Бог есть Перводеятель экуменического движения". Когда слышишь подобные утверждения, всякая благодать статуса, все благие намерения наталкиваются на утопию. "Следовательно, все усилия экуменизма направлены на достижение подлинного единства Церкви... В данный момент я не осмелился бы предложить какую-либо модель конкретной реализации (возможную или воображаемую) этой будущей Церкви... Мы находимся на промежуточной стадии единства в многообразии". А вот замечательный ответ Водуа Рикка (протестантский религиозный деятель – прим. пер.): "Мы знаем, кем мы были, мы знаем, кто мы есть, но мы не знаем, чем мы будем. Именно эта позиция "неведения" объединяет нас". Кардинал Ратцингер заканчивает свое высказывание определением основы своей мысли; оно же является названием цитируемой статьи: "Возвращение к существенному". Он уже больше не знает, что есть сущность христианства. Он согласен поставить под сомнение всё (безошибочность Папы в его диалоге с Рикка) в надежде на то, что ему удастся, таким образом, найти солидный базис, сердце христианской экзистенции:

"Мы должны вернуться к сути вопроса, к главному... с тем, чтобы нести свидетельство Богу живому". "Oportet et hæreses esse",– говорит св. Павел (1 Кор 11, 19 Vulg.: "Надлежит быть и ересям"). "Возможно, мы не совсем готовы к единению, возможно, нам нужно воспринимать тех, кто отличается от нас, как занозу в нашем сердце, которая побуждает нас принять разделенный и рассыпавшийся Христианский Мир. Возможно, наш долг заключается в том, чтобы стать этой занозой в сердцах друг друга. Наш долг очиститься и обогатиться посредством других".

Этот заунывный рефрен является очень характерным для экуменической патологии. Экуменизм – это заболевание Веры. Эта болезнь искажает все добродетели, естественные и сверхъестественные, приговаривая их к бесплодности. Она осушает всю энергию, всю радость, всю жизнь. В экуменическом сердце более нет места любви к Богу, потому что ложное сострадание к отделённому брату и беспорядочная симпатия к его заблуждениям убили веру, надежду и любовь.

Если в сердце Церкви "угаснет любовь, то Апостолы перестанут проповедовать Евангелие, Мученики откажутся проливать свою кровь". (Св. Тереза Младенца Иисуса).

"The Angelus", March 1994.

Перевод Д. Пучкина

Вернуться к списку