Современные Проблемы

Рим так ничего и не понял. (Интервью м. Бернара Фелле католическому обозрению Fideliter (Франция)

Редакция: Монсеньёр, подошли к концу две трети вашего срока на посту Генерального настоятеля Священнического Братства св. Пия X. Можете ли вы подвести какие-либо итоги вашей деятельности?

М. Фелле: Итогом можно назвать в высшей степени захватывающую историю Братства. Его рост невзирая на тяжёлую обстановку вызывает энтузиазм. Сейчас главным источником наших трудностей стал не Рим, оставивший нас в относительном покое уже достаточно давно, а поместные епископы. Они по-прежнему враждебны к нам и всячески стараются нам навредить. Поэтому рост Братства и его необычайно плодотворная деятельность – настоящее "эконское чудо".

Братство объединяет 450 священников и более 60 братьев. Глядя на это, я с волнением вспоминаю полное трудностей и лишенное ясности начало во Фрибуре, в 1969 г.

У Братства появилась новая проблема, с которой я сталкиваюсь во время посещений братьев по всему миру и которая не может не волновать,– в Братстве всё больше пожилых священников. Правда, средний возраст членов Братства по-прежнему составляет чуть менее 40 лет, но уже для многих братьев этот порог остался позади. Зрелость дарит, с одной стороны, опытность и мудрость, а с другой,– усталость и проблемы со здоровьем. Нужно признать, что наше молодое братство столкнулось с неведомой ранее проблемой, и её решению следует уделять больше внимания как в повседневных решениях, так и в долгосрочном планировании. Должны быть незамедлительно развёрнуты подразделения, оказывающие необходимую поддержку нашим больным, уставшим или просто пожилым братьям.

У вас остаётся четыре года на посту Генерального настоятеля. Нет ли у вас желания, по возможности, не притрагиваться к вопросам, на достаточную проработку которых вам уже не хватит времени.

Я не исхожу из подобных соображений при принятии решений. По моему убеждению, нужно стараться смотреть дальше собственного носа, когда речь идёт об общей стратегии Братства. Последняя должна стоять выше моих собственных намерений и пожеланий.

Среди самых важных повседневных забот Генерального настоятеля был и остаётся надзор за соблюдением уставных положений, без которого немыслимо освящение членов Братства, и, следовательно, верующих, порученных нам Провидением.

Также я постоянно оказываю поддержку нашим братьям в приоратах в их апостольских трудах и повседневной жизни. Братской жизни я уделяю особое снимание. Это может показаться глупым или тривиальным, но я уверен, что это крайне важно. Как можно заботиться об обращении душ и забыть о наших собственных собратьях, священниках!

Что же нужно сделать для поддержки внутренней жизни Братства?

С одной стороны, нужно улучшить организацию управления в регионах Братства. Практика показывает, что, как правило, развитие головных домов регионов отстаёт от развития самих регионов, в том числе и из-за недостатка внимания. Между тем, только головные дома могут быть ответственными за решение целого ряда вопросов. К ним относится, например, организация социальной помощи, о которой я уже упоминал в связи с заботой о наших пожилых братьев. Я считаю, что пришло время заняться укреплением центральных структур каждого региона, с тем, чтобы они могли лучше заботиться о нуждах наших собратьев.

С другой стороны, я вижу потребность в развитии самих приоратов. Мне очевидно, что жизнь, как материальная, так и духовная, общины из пяти священников или, к примеру, трёх священников и двух братьев, будет легче, стабильнее и спокойнее.

Недавно покинул свой пост ваш второй ассистент, аббат Оланье; только что ушёл настоятель Французского региона. Преемники обоих оказались намного моложе своих предшественников. Сами вы моложе вашего предшественника на двенадцать лет. Был ли такой выбор преднамеренным, и не означает ли это начала смены поколений? Нет ли у вас желания собрать вокруг себя более сплочённую команду, чтобы за оставшееся у вас время действия вашего мандата достичь каких-то целей?

Я не строю столь далеко идущих планов, а просто стараюсь привлечь к работе всех наиболее способных её выполнять, не слишком считаясь с возрастом. Конечно, с возрастом приходит мудрость, но было бы предрассудком думать, что с ним, автоматически, приходят и умения. И я не делаю особенных возрастных предпочтений, как в сторону молодости, так и в сторону зрелости.

Кстати, когда в 1982 г. аббат Шмидбергер начинал свою деятельность на посту Генерального настоятеля, он был чуть старше, чем я сейчас. Аббату Оланье было столько же лет, сколько мне, когда он занял пост настоятеля региона.

С другой стороны некоторое "старение" Братства сообщает ему мудрость, происходящую из опыта, который, в свою очередь, растёт с возрастом, и я намерен извлечь из этого наибольшую пользу для Братства, хотя в названных вами случаях это, может быть, и не сразу заметно.

Растёт число священников братства, но по-прежнему остаётся небольшим количество доктринальных богословских трудов. У Братства св. Пия X нет даже собственного богословского обозрения. Беспокоит ли вас такое положение дел?

Я не совсем согласен с вами. Малое число опубликованных трудов не означает отсутствие в Братстве интеллектуальной деятельности. Просто акцент в новых статьях и книгах делается, скорее, на популяризацию, чем на узкую дисциплинарную специализацию. Не следует думать, что Братство настолько увлеклось практической работой, что интеллектуальная жизнь в нём совсем замерла. Возьмём, к примеру, конференции Si Si No No: последняя парижская конференция по теме "Святая Месса" была очень успешной.

Или другой пример, совсем недавний: когда аббат де Тануар и Максанс Экар представили свой проект симпозиума, посвящённого сороковой годовщине II Ватиканского Собора, они получили отклики от более чем тридцати братьев, пожелавших подготовить доклады несмотря на очень жёсткие временные ограничения. Я считаю это верным признаком интереса к богословским исследованиям в Братстве.

Кардинал Журне утверждал, что примерно десятая часть семинаристов "создана" для теоретического богословия. Если в Братстве насчитывается около 400 священников, в нём должно быть примерно 40 человек, способных писать подлинно зрелые, качественные работы, такие, как вышедшая недавно книга о литургической реформе, или книга м. Тиссье о м. Лефевре, содержащая, среди прочего, доктринальные суждения. Не хотите ли вы постараться освободить наиболее способных священников хотя бы от части их пастырских обязанностей, чтобы они могли посвятить больше времени учёбе и интеллектуальному труду?

Я всегда был и остаюсь сторонником учёбы и знаний. Я, как и вы, считаю, что научную деятельность следует поощрять. Но, повторяю, я считаю, что такая деятельность уже ведётся, просто о ней не всегда хорошо известно.

Я уже сейчас стараюсь, насколько это возможно, давать каждому брату строго определённые поручения. Но для более глубокой специализации ещё не пришло время. Я считаю, что даже при благоприятной динамике ситуации будет необходимо потерпеть ещё несколько лет, чтобы Братство перестало быть настолько перегруженным. Сейчас же везде и повсюду мы сталкиваемся с вопиющей нуждой в апостолате. Кризис Церкви оставил такие разрушения, что верующие ждут настоящих пастырей, как жертвы катастрофы ждут спасателей. Это Само Провидение подсказывает нам, что нужно делать в первую очередь. Но смею вас уверить, что до того времени, когда некоторые из наших священников в большей мере посвятят себя богословию, осталось не так уж долго ждать.

Недавно произошло очень важное для католиков-традиционалистов событие – подписание соглашения между Кампосом и Римом. Прежде чем высказать ваше мнение об этом, расскажите, пожалуйста, в какой мере вы оказывали содействие Кампосу или Риму в ходе переговоров.

В начале я скажу о подготовке соглашения. В этот период у нас были довольно интенсивные контакты с Кампосом. В сентябре я делегировал в Кампос м. де Галарета для содействия м. Рангелю на месте. В том же месяце я встречался в Риме с аббатом Рифаном. Сам я побывал в Кампосе в конце октября. Также я несколько раз писал в Кампос.

С Римом контактов было гораздо меньше, главным образом, потому что там всё демарши были сделаны без нашего ведома. Я бы дал скорее отрицательную оценку поведения и Рима, и Кампоса. Во время "переговоров" мы действовали открыто по отношению как к одним, так и к другим, а они осуществляли взаимные действия в тайне.

После публикации на Рождество первого письма Папы, которым он преобразовал Кампос в Апостольскую администратуру, наши контакты были немногочисленны: по одному письму каждой стороне, пожелания остаться верными… Ситуация в настоящее время очень напряжённая. Произошло то, чего я боялся с самого начала. Я постоянно предостерегал Кампос от поспешного заключения сепаратного соглашения с Римом, т.к. оно с неизбежностью повлекло бы разногласия или даже разрыв. Именно это, к несчастью, и произошло.

В настоящий момент мы по-прежнему пристально наблюдаем за происходящим в Кампосе, в первую очередь, за тем, как поведут себя по отношению к нему римские власти, понимая, что это может оказаться и нашим будущим, а может – ловушкой.

Вы хотите сказать, что Рим специально пошёл на максимальные уступки Кампосу, чтобы убедить вас, что то же самое могло бы произойти с Братством?

Это одно из возможных объяснений, хотя и не единственное. Такое намерение Рима возможно, потому что от своей генеральной линии он не отступил, ни по поводу Собора, ни по поводу Мессы. И это то главное, что нельзя упускать из виду, несмотря на все уступки Кампосу.

Кампосское соглашение заключено без вашего участия и вопреки вашему мнению. Тем не менее, мы просим вас дать ему обстоятельную оценку. Начнём с позитивных сторон. Считаете ли вы, что такое соглашение даёт значительные преимущества?

Если забыть, в каких условиях мы оказались, то, несомненно, даёт, и является существенным шагом вперёд. Впервые Рим учредил действительно серьёзную структуру, обладающую несомненными возможностями для защиты Традиции. Этот факт невозможно игнорировать, так же как и назначение епископа, преемника м. Рангеля. Им станет м. Рифан.

Может быть, это политический ход, но как бы то ни было, это свершилось, стало фактом. М. Рифана, как и нас, обвиняли в схизме в течение многих лет; и вдруг его рукополагают в епископы. Это не может не вызвать интереса.

А что вы можете сказать о Мессе? Аббат Оланье в своём комментарии к письму Рима в Кампос утверждает, что теперь традиционная Месса перестала быть простой "уступкой", но получила реальный правовой статус, " facultas ".

Я не разделяю оптимизма комментария аббата Оланье. На мой взгляд, это всего лишь частный правовой акт, действующий в пределах единственной Апостольской администратуры, а не всеобщая правовая норма, установление которой мы требуем во всей Церкви. Правда, юридически Апостольская администратура – более самостоятельное учреждение, чем общества Ecclesia Dei ; отсюда более надёжные гарантии возможности сохранять строгую приверженность традиционной Литургии.

Теперь перейдём к критике слабых сторон Кампосского соглашения. Главное, что бросается в глаза: соглашение компромиссно, и это может повлечь за собой бедствия. Кампос стал слугой двух господ: он желает хранить верность Традиции, своей главной госпоже, и в то же время он надеется сохранить права, дарованные вторым господином – модернистским Римом. Чтобы угодить им обоим, понадобятся ловкость и мастерство канатоходца. Положение крайне опасно и неприятно. Уже сейчас Кампос извлекает всевозможные выгоды из происшедшего. Мне и м. Лефевру приписываются слова, одобряющие их поведение в сложившейся ситуации, но эти слова вырваны из контекста. Кампос играет краплёной колодой. Взять хотя бы его недавние высказывания по экуменизму: это же образец двусмысленности.

Считаете ли вы, что уже через пять лет всё может вернуться на круги своя, и Кампос рискует оказаться обманутым?

Не думаю, что это произойдёт в ближайшие пять лет. Если Рим был свободен в своих действиях, а скорее всего это так, надо загадывать дальше. Вспомните Братство св. Петра: их "благодать" длилась десять лет.

Но я не сомневаюсь, что рано или поздно тучи сгустятся. Причина этого, и я не устану повторять это снова и снова, кроется в том, что в собственном отношении Рима, во всей Церкви ничего не изменилось. Нет никаких подтверждений того, что уступки, сделанные Кампосу, стали плодом настоящих перемен и благорасположения Рима к Традиции.

То есть, это всего лишь политический манёвр?

Я бы так не сказал. Следует учесть экуменические устремления Рима, делающего всё, чтобы добиться единства с т. н. церквами-сёстрами. Мнимая "схизма" с Братством выглядит пятном на фоне этого экуменизма.

На пути стремлений Рима есть большое препятствие – нежелание самого Рима принимать во внимание причину нашего существования, вызвавшие нынешнюю ситуацию. Рим интересует только внешняя сторона вопроса – наша оппозиция учениям нынешнего Папы, вытекающим из доктрин II Ватиканского Собора. Рим не уделяет внимания проблемам с вероучением и делает вид, что их нет.

Мы дожили до установления отношений с Римом. Вам написал письмо кардинал Рацингер. Вы можете сказать, о чём в нём говорилось?

Это было довольно краткое послание, ответ на мою статью, посланную мной кардиналу ранее. Статья касалась его конференции в Фонгомболе, в ходе которой он подверг резкой критике нашу книгу о Св. Мессе. Из этого письма понятно, что нашей книгой мы "попали" в самого кардинала и в его исследования на ту же тему, и предлагаемые нами возражения оказались к месту. Он пытался защищаться, и в то же время признал, что и в богословии, и в литургике имеют место очень большие проблемы. В конце концов, кардинал предложил образовать группу из учёных для дальнейшего изучения вопроса.

Откликнулись ли вы положительно на предложение образовать богословскую группу? Это предложение отвечает одному из ваших самых настойчивых требований.

Я был и остаюсь сторонником богословских обсуждений, и считаю их в высшей степени важными. В первую очередь, они помогут расчистить "завалы" из того вздора, о нас и нашей позиции, который слишком часто приходится слышать даже в римских кругах. Дискуссии призваны внести необходимую ясность.

В то же время письмо кардинала Рацингера – неотъемлемая часть закулисной игры Рима против Братства. Данное обстоятельство никак не способствует плодотворной дискуссии, в связи с чем я вынужден повременить с нашим согласием на участие в ней.

Я намерен отправить кардиналу Рацингеру "да", но с условием – никаких манёвров! Вначале пусть договорятся между собой, в противном случае рабочая атмосфера будет для меня неприемлемой.

Вы также получали письма кардинала Хойоса?

Да, он писал мне 7 мая прошлого года и 5 апреля нынешнего.

Сейчас вы резко критикуете кардинала, хотя ранее хвалили его конструктивность.

С самого начала мы чётко давали понять, чего ждём от Рима; речь шла и идёт о совершенно ясных и недвусмысленных жестах, без которых все дискуссии останутся бесполезными и не продвинут нас ни на шаг. К сожалению, нужно признать, что все наши просьбы, с самого начала контактов были отвергнуты, одни вежливо, другие – резко.

Интересная деталь: все экуменические начинания Рима – это жесты доброй воли, captatio benevolenti?. Но для нас никаких жестов; только оглушительное "нет" в стиле Молотова-Громыко.

Другая деталь. Письма кардинала Хойоса, в особенности второе, заставляют думать, что их автор совершенно не отдаёт себе отчёта в том, что происходит в Братстве и вокруг него. Вот простой пример: в одном из этих писем кардинал утверждает, что подавляющее большинство священников и верующих Братства мечтают о согласии с Римом, "чтобы избавиться от угрызений совести". В действительности всё происходит с точностью до наоборот: люди бегут к нам от модернистского Рима, причём именно "чтобы избавиться от угрызений совести", т.к. проблемы с совестью, заботливо созданные Римом для своей паствы, превышают всякие человеческие возможности.

Этого-то кардинал Хойос, похоже, и не желает видеть. Если почитать его письма, получается, что в сегодняшнем Риме дела идут прекрасно, а мы – отсталые упрямцы, никак не желающие отнестись с должным пониманием к доктринальным и богословским новшествам, таким естественным и нормальным. Правда, сам он не считается с нашими аргументами и содержанием наших богословских трудов, и при этом всерьёз считает, что именно мы представляем собой проблему Церкви. Кардинал – прагматик, видящий в разделении и разрыве недоразумение, огорчающее экуменическую Церковь наших дней, и находит, что возможно простое решение этой проблемы в рамках богословия. Диалог с глухими надоел нам до крайности.

Однако вспомним, что м. Лефевр не прерывал контактов, даже когда его обзывали дураком.

Меня не волнуют оскорбления. А вот попытки вызвать разделения внутри Братства, волнуют. Естественно, я просто обязан принять меры для защиты от них Братства.

Те, кто пытается расколоть Братство, основываются в своих действиях на ложных выводах Рима или лично кардинала Хойоса о наличии глубоких разногласий внутри Братства. Они думают, что большинство членов Братства и их паствы желают согласия с Римом, и во всём виновата кучка твердолобых фанатиков, сопротивляющихся всеми силами. Это полная чушь, ничего общего не имеющая с подлинным положением дел в Братстве! Оно представляет собой единое целое, хотя братья – очень разные люди, высказывающие свои собственные суждения. Говоря о разделения, Рим выдаёт желаемое за действительное, и я считаю это непорядочным.

Мы решили занять активную позицию, потому что речь идёт не только о нас, но и о самой Вере. Мы намерены пресечь все игры Рима и сделать наши отношения сколько-нибудь серьёзными. Трудно сказать, сколько на это понадобится времени, т.к. очень многое зависит от конкретных людей. Не исключено, что придётся предать огласке имена тех, кто позволяет себе нечестные приёмы.

В начале октября выходит в свет "окончательная" биография м. Лефевра, написанная м. Тиссье де Маллере. Важно ли, по вашему мнению, появление этой книги?

Да, важно, и вот почему. Во-первых, м. Лефевр – немаловажная фигура в истории XX в. Уже его миссионерская деятельность в Африке в первой половине столетия, не может не вызвать интереса. Но главное в его жизни, разумеется, то, что после II Ватиканского Собора ему принадлежит центральная роль в истории Церкви. Об этом по-настоящему светлом человеке нужна правдивая книга, свободная от разных глупостей и ярлыков, сляпанных в модернистских лавочках или слитых правящими кругами.

Во-вторых, для католиков, верных традиции, очень важно научиться ценить тот огромный дар Бога Благого, который мы получили в лице Монсеньёра Лефевра. Важно научиться повторять и хранить всё то, чему он учил и научил нас. Его главный урок – пример его жизни, до конца, без остатка посвящённой Богу и Церкви.

Наконец, книга о м. Лефевре нужна всем людям нашего времени, чтобы они познакомились с этим замечательным человеком. Эта книга поможет людям расстаться с незрелыми, недоброжелательными и просто ошибочными представлениями о нём.

В этой книге автор, затрагивая ряд событий, иногда противоречит самому м. Лефевру. Например, м. Тиссье де Маллере приводит документальное подтверждение того, что м. Лефевр всё-таки подписал все документы II Ватиканского Собора, хотя и голосовал против документов о религиозной свободе и конституции Gaudem et spes. Тот факт, что, начиная с 1976 г. сам м. Лефевр утверждал обратное, объясняется тем, что десять лет спустя память м. Лефевра начала сдавать. Считаете ли вы это допустимым, и не кроется ли в написанном недостаток уважения. Может быть, было бы лучше не писать всего этого? Хотя книга, как представляется, свидетельствует о мужестве и чести Братства, не скрывающему правды, даже тяжелой и неприятной.

Автор сам отвечает за все свои утверждения, тщательно взвешенные им прежде перед выходом в свет. М. Тиссье де Маллере – свободно мыслящий человек, написавший, без сомнения, честное произведение. Эта книга, кстати, служит подтверждением того, что Братство не надевает шор на глаза своих членов, а при обсуждениях спорных фрагментов истории строгий ошейник в нём не используется. С другой стороны, никто не обязан разделять точку зрения м. Тиссье де Маллере по тому или иному вопросу, и может с ним спорить. Кстати, сам м. Тиссье де Маллере говорит, что не исключено обнаружение в будущем новых исторических документов, способных уточнить ряд вопросов; что-то можно будет пересмотреть или улучшить.

Споры и определённые разногласия обязательно будут, это неизбежно. Это не слишком высокая плата за ревностное служение исторической правде и просто правде, которым известен м. Тиссье де Маллере. Это даже хорошо.

Читатель на редкость точной, богатой документальными источниками книги м. Тиссье де Маллере получит возможность познакомиться поближе с м. Лефевром и его жизнью. Для каждого из его сыновей эта биография станет, я надеюсь, любимой настольной книгой.

Интервью взято священником Грегуаром Селье (FSSPX). Fideliter, is. 149, 2002. p. 1 – 11.

Перевод Ф. Ермилова.

Вернуться к списку