Современные Проблемыо. Мишель Бомон. Недавние "собеседования" между Римом и Братством Св. Пия XС конца 2000 г. ходили самые противоречивые слухи о "собеседованиях" между Римом и Братством Св. Пия X. Даже газета "La Croix", обыкновенно столь осторожная, опубликовала сенсационный отклик на это: "Ближайшим этапом может быть на этой неделе соглашение между Св. Престолом и тремя епископами из числа незаконно рукоположенных архиепископом Лефевром" (26 марта 2001 г.), хотя данное утверждение не имело ни вероятности, ни правдоодобия. [2] Чтобы внести ясность, необходимо напомнить общеизвестные факты. Уже несколько месяцев назад были установлены формальные контакты между Римом и Братством Св. Пия X. В интервью журналу "Fideliter" в марте 2001 г. епископ Фелле ясно сказал об этом: "Что-то носится в воздухе. Что-то достаточно удивительное к тому же, особенно если сравнить это с тем, что происходило с Братством св. Петра. [3] Действительно, есть попытка сближения со стороны Рима, новое предложение, которое мы должны тщательно изучить". В каком контексте, в каком духе и на каких основаниях эти контакты, которые мы будем называть "собеседованиями", поскольку никакие официальные переговоры ещё не начаты? "Знаки времени" Кардинал Ганьон и прелат Перль [4] были убеждены в 1988 г., что 80% верующих и священников оставят архиепископа Лефевра. Их надежды были полностью опрокинуты. Спор, вызванный прогрессистами, также оказался ими проигранным. Проблема католической Традиции в 2001 г. более, чем когда-либо, актуальна внутри Церкви. Четыре знаменательных события В последнем квартале 2000 г. восемь "Писем нашим братьям-священникам" были направлены двадцати тысячам французских священников и оказали неоспоримое влияние, особенно на самых молодых священников и семинаристов, которые будут епископами завтрашнего дня. Прибытие в Рим в середине августа шести тысяч паломников-традиционалистов также стало полной неожиданностью. Эти ревностные, дисциплинированные, погружённые в молитву католики побудили предстоятеля Базилики св. Марии Великой признать, что это "одно из самых поучительных паломничеств, которые я видел в течение этого Святого Года". Обед кардинала Кастрильона-Хойоса [5] с тремя епископами Братства в конце этого паломничества, на котором он увидел молодых и открытых архипастырей. Наконец, произвела сенсацию фраза из интервью, данного в сентябре епископом Фелле журналу "Trente jours", хотя она соответствовала постоянной позиции архиепископа Лефевра, и речь шла о проявлении уважения, не исключающего борьбу за веру: "Если Папа меня зовёт, я иду. Или, скорее, я бегу. Ради сыновнего послушания в главе Церкви". В этом контексте Папа Иоанн-Павел II решил возобновить формальные контакты для разрешения прискорбной ситуации с Братством св. Пия X, оставляющей пятно на его понтификате. Он назначил кардинала Кастрильона-Хойоса своим представителем с широкими полномочиями, а в ноябре 2000 г. кардинал Кастрильон-Хойос официально пригласил епископа Фелле как можно скорее прибыть в Рим для встречи. Календарь "собеседований" Hовая беседа между кардиналом Кастрильоном-Хойосом и епископом Фелле имела место 16 января 2001 г. Кардинал Кастрильон-Хойос определил юридические пути, намеченные Св. Престолом для наиболее скорого разрешения вопросов. Епископ Фелле поставил тогда два предварительных условия для переговоров. Одно из них касалось Мессы (мы будем говорить об этом ниже), а другое – аннулирования мнимого приговора об отлучении 1988 г. Это было подтверждено посланием от 21 января. 19 февраля богословский и литургический документ под названием "Проблема литургической реформы" был официально передан Папе и его советникам. После этого Братство св. Пия X заявило, что оно будет спокойно ожидать удовлетворения предварительных условий перед началом всяких переговоров, которые могут последовать. Со стороны Рима последовали одно за другим межведомственные совещания, совещания под председательством Папы и т. д., которые пытались выработать решение, но без согласия на предварительное условие о свободном служении традиционной Мессы (снятие "отлучений" не представляло трудности). Великое недоумение Наиболее очевидные факты настраивают нас в этом духе: упорство Рима в его наиболее тяжких заблуждениях, особенно во время Юбилейного Года (покаяние, новый экуменический мартиролог, повторение Ассизи и т. д.) [7]; воспоминание о тридцати годах ожесточённой борьбы против нас; дестабилизирующие и денормализирующие действия, предпринятые против Братства св. Петра самим кардиналом Кастрильоном-Хойосом. На службе Церкви Забота о единстве и целостности Братства св. Пия X является благом, ибо это единство и эта целостность необходимы для служения Церкви. Сохранение этого единства и этой целостности, как средств наилучшего достижения указанной цели, будет похвальной и необходимой заботой. См другой стороны, если мы поставим единство выше цели, и единство Братства станет впереди служения Церкви, мы рискуем утратить Божие благословение. Мы должны, следовательно, быть внимательными к знакам провидения, которые на протяжении времён призывают нас служить Церкви тем или иным способом. Итак, сегодня поистине новым и значительным фактом является то, что Рим делает нам весьма щедрые предложения, и при этом по собственной воле, то есть без каких-либо специальных усилий с нашей стороны и не под влиянием внешних событий. Без иллюзий, но и без страха Без всякого сомнения, в Риме есть люди доброй воли, которые желают блага Церкви (даже если они не видят с совершенной ясностью нынешний ужасающий кризис) и которые добросовестно пытаются действовать в пользу Братства св. Пия X, в пользу традиционной Мессы, в пользу веры. Эти попытки сочетаются с манёврами прелатов-политиканов. Итак, мы не знаем, приведут ли эти "собеседования" к чему-либо. Но Генеральный Настоятель епископ Фелле полагает, что с большой осторожностью, осмотрительностью и благоразумием надо тем не менее пытаться работать для Церкви, оставаясь открытыми к этим "собеседованиям" Ии стараясь извлечь из них великое добро для Церкви. Предварительное условие о Мессе Как вы прекрасно понимаете, это условие sine qua non. Нынешнее положение заключается в следующем: Рим готов предоставить нам чрезвычайно благоприятное каноническое положение, и мы отвечаем, что не хоти даже говорить об этом, пока священники и верующие всего мира не получат свободу на традиционную Мессу. Мы хоти также воздать честь нашим великим предшественникам и всем тем, кто столь отважно боролся в течение долгих лет, подвергаясь суровым преследованиям, чтобы сохранить в Церкви католическую Мессу. Мы особенно хотим оказать помощь всем священникам и верующим во всём мире, которые в настоящее время не имеют доступа к традиционной Мессе и которые очень нуждаются в ней, чтобы воздавать почитание Богу и освящать свои души. Повторяем: всё, чего мы желаем, мы желаем ради Церкви, ради освящения священников, ради спасения душ, и ничего – исключительно ради нашей пользы. Если "собеседования" потерпят неудачу, то только потому, что и через тридцать лет после начала литургической революции Рим всё ещё боится предоставить свободу совершения традиционной Мессы. [8] Abbe Michel Beaumont. Les "conversations" recents entre Rome et la Fraternite Saint-Pie X //
|
||