Современные Проблемы

о. Мишель Бомон. Недавние "собеседования" между Римом и Братством Св. Пия X

С конца 2000 г. ходили самые противоречивые слухи о "собеседованиях" между Римом и Братством Св. Пия X. Даже газета "La Croix", обыкновенно столь осторожная, опубликовала сенсационный отклик на это: "Ближайшим этапом может быть на этой неделе соглашение между Св. Престолом и тремя епископами из числа незаконно рукоположенных архиепископом Лефевром" (26 марта 2001 г.), хотя данное утверждение не имело ни вероятности, ни правдоодобия. [2] Чтобы внести ясность, необходимо напомнить общеизвестные факты.

Уже несколько месяцев назад были установлены формальные контакты между Римом и Братством Св. Пия X. В интервью журналу "Fideliter" в марте 2001 г. епископ Фелле ясно сказал об этом: "Что-то носится в воздухе. Что-то достаточно удивительное к тому же, особенно если сравнить это с тем, что происходило с Братством св. Петра. [3] Действительно, есть попытка сближения со стороны Рима, новое предложение, которое мы должны тщательно изучить".

В каком контексте, в каком духе и на каких основаниях эти контакты, которые мы будем называть "собеседованиями", поскольку никакие официальные переговоры ещё не начаты?

"Знаки времени"
Со времён II Ватиканского Собора Рим внимательно следит за "знаками времени". Однако, не является ли очевидным "знаком времени" то, что в течение двенадцати лет после епископских рукоположений Братство Св. Пия X всё больше распространяется в мире, пополняясь человеческими силами (400 священников на сегодняшний день, средний возраст которых составляет 40 лет) и охватывая всё большее число верующих?

Кардинал Ганьон и прелат Перль [4] были убеждены в 1988 г., что 80% верующих и священников оставят архиепископа Лефевра. Их надежды были полностью опрокинуты. Спор, вызванный прогрессистами, также оказался ими проигранным. Проблема католической Традиции в 2001 г. более, чем когда-либо, актуальна внутри Церкви.

Четыре знаменательных события
Четыре совсем недавних события произвели глубокое впечатление на умы в Риме.

В последнем квартале 2000 г. восемь "Писем нашим братьям-священникам" были направлены двадцати тысячам французских священников и оказали неоспоримое влияние, особенно на самых молодых священников и семинаристов, которые будут епископами завтрашнего дня.

Прибытие в Рим в середине августа шести тысяч паломников-традиционалистов также стало полной неожиданностью. Эти ревностные, дисциплинированные, погружённые в молитву католики побудили предстоятеля Базилики св. Марии Великой признать, что это "одно из самых поучительных паломничеств, которые я видел в течение этого Святого Года".

Обед кардинала Кастрильона-Хойоса [5] с тремя епископами Братства в конце этого паломничества, на котором он увидел молодых и открытых архипастырей.

Наконец, произвела сенсацию фраза из интервью, данного в сентябре епископом Фелле журналу "Trente jours", хотя она соответствовала постоянной позиции архиепископа Лефевра, и речь шла о проявлении уважения, не исключающего борьбу за веру: "Если Папа меня зовёт, я иду. Или, скорее, я бегу. Ради сыновнего послушания в главе Церкви".

В этом контексте Папа Иоанн-Павел II решил возобновить формальные контакты для разрешения прискорбной ситуации с Братством св. Пия X, оставляющей пятно на его понтификате. Он назначил кардинала Кастрильона-Хойоса своим представителем с широкими полномочиями, а в ноябре 2000 г. кардинал Кастрильон-Хойос официально пригласил епископа Фелле как можно скорее прибыть в Рим для встречи.

Календарь "собеседований"
Эта долгая и важная встреча с кардиналом Кастрильоном-Хойосом состоялась, наконец, 29 декабря и продолжилась на следующий день. Тогда же, 30 декабря, епископ Фелле встретился около 11 ч. 15 мин. на несколько минут с Папой Иоанном-Павлом II в его личной часовне. Произошёл обмен обычными поздравлениями и пожеланиями счастливого нового года. Эта встреча имела символическую цель: Папа хотел продемонстрировать епископу Фелле, что кардинал Кастрильон-Хойос надлежащим образом выражает его волю.

Hовая беседа между кардиналом Кастрильоном-Хойосом и епископом Фелле имела место 16 января 2001 г. Кардинал Кастрильон-Хойос определил юридические пути, намеченные Св. Престолом для наиболее скорого разрешения вопросов. Епископ Фелле поставил тогда два предварительных условия для переговоров. Одно из них касалось Мессы (мы будем говорить об этом ниже), а другое – аннулирования мнимого приговора об отлучении 1988 г. Это было подтверждено посланием от 21 января.

19 февраля богословский и литургический документ под названием "Проблема литургической реформы" был официально передан Папе и его советникам.

После этого Братство св. Пия X заявило, что оно будет спокойно ожидать удовлетворения предварительных условий перед началом всяких переговоров, которые могут последовать. Со стороны Рима последовали одно за другим межведомственные совещания, совещания под председательством Папы и т. д., которые пытались выработать решение, но без согласия на предварительное условие о свободном служении традиционной Мессы (снятие "отлучений" не представляло трудности).

Великое недоумение
Римские предложения, гораздо более щедрые, чем те, которые выдвигались на протяжении тридцати лет [6], вызвали, однако, у нас недоумение и, прямо скажем, недоверие. Мы спрашиваем себя, не имеют ли они целью или, как минимум, не допускают ли в качестве результата уничтожение наших трудов.

Наиболее очевидные факты настраивают нас в этом духе: упорство Рима в его наиболее тяжких заблуждениях, особенно во время Юбилейного Года (покаяние, новый экуменический мартиролог, повторение Ассизи и т. д.) [7]; воспоминание о тридцати годах ожесточённой борьбы против нас; дестабилизирующие и денормализирующие действия, предпринятые против Братства св. Петра самим кардиналом Кастрильоном-Хойосом.

На службе Церкви
Однако, эти детали, которые побуждали нас к самой чрезвычайной, самой недоверчивой осторожности, не были единственным предметом для размышлений. Мы верим, что Господь направляет Свою Церковь, несмотря на все человеческие слабости, что врата ада не одолеют её и не возьмут над ней верх. Наша сверхъестественная надежда свидетельствует нам, что Церковь ослаблена, но не умерла. И именно Церкви надо служить, согласно нашим возможностям, чтобы вернуть ей её блеск, её красоту, её Традицию.

Забота о единстве и целостности Братства св. Пия X является благом, ибо это единство и эта целостность необходимы для служения Церкви. Сохранение этого единства и этой целостности, как средств наилучшего достижения указанной цели, будет похвальной и необходимой заботой. См другой стороны, если мы поставим единство выше цели, и единство Братства станет впереди служения Церкви, мы рискуем утратить Божие благословение.

Мы должны, следовательно, быть внимательными к знакам провидения, которые на протяжении времён призывают нас служить Церкви тем или иным способом. Итак, сегодня поистине новым и значительным фактом является то, что Рим делает нам весьма щедрые предложения, и при этом по собственной воле, то есть без каких-либо специальных усилий с нашей стороны и не под влиянием внешних событий.

Без иллюзий, но и без страха
Согласно поговорке "Бог пишет ровно по нашим кривым строчкам", ясно, что нынешний Рим не представляет из себя собрания святых, достойных канонизации. Вероятно, по мнению некоторых, что эти предложения вписываются в связанную с концом нынешнего понтификата борьбу влияний и стратегических направлений отдельных лиц и групп. Но, по выражению св. Августина, Господь один достаточно могуществен, чтобы извлекать добро даже из зла. Он пожжет допускать эти более или менее подозрительные амбиции, манёвры, дипломатические и политические стратегии и всё же извлечь из них благо для Своей Церкви.

Без всякого сомнения, в Риме есть люди доброй воли, которые желают блага Церкви (даже если они не видят с совершенной ясностью нынешний ужасающий кризис) и которые добросовестно пытаются действовать в пользу Братства св. Пия X, в пользу традиционной Мессы, в пользу веры. Эти попытки сочетаются с манёврами прелатов-политиканов.

Итак, мы не знаем, приведут ли эти "собеседования" к чему-либо. Но Генеральный Настоятель епископ Фелле полагает, что с большой осторожностью, осмотрительностью и благоразумием надо тем не менее пытаться работать для Церкви, оставаясь открытыми к этим "собеседованиям" Ии стараясь извлечь из них великое добро для Церкви.

Предварительное условие о Мессе
Основным предварительным условием для диалога, поставленным Братством св. Пия X, является признание Римом свободы служения традиционной Мессы и участия в ней для всех священников и всех верующих во всём мире без ограничительных условий. Просьба об этом появилась в 1969 г. и возобновлялась в течение тридцати лет самыми различными группами.

Как вы прекрасно понимаете, это условие sine qua non. Нынешнее положение заключается в следующем: Рим готов предоставить нам чрезвычайно благоприятное каноническое положение, и мы отвечаем, что не хоти даже говорить об этом, пока священники и верующие всего мира не получат свободу на традиционную Мессу.

Мы хоти также воздать честь нашим великим предшественникам и всем тем, кто столь отважно боролся в течение долгих лет, подвергаясь суровым преследованиям, чтобы сохранить в Церкви католическую Мессу. Мы особенно хотим оказать помощь всем священникам и верующим во всём мире, которые в настоящее время не имеют доступа к традиционной Мессе и которые очень нуждаются в ней, чтобы воздавать почитание Богу и освящать свои души.

Повторяем: всё, чего мы желаем, мы желаем ради Церкви, ради освящения священников, ради спасения душ, и ничего – исключительно ради нашей пользы. Если "собеседования" потерпят неудачу, то только потому, что и через тридцать лет после начала литургической революции Рим всё ещё боится предоставить свободу совершения традиционной Мессы. [8]

Abbe Michel Beaumont. Les "conversations" recents entre Rome et la Fraternite Saint-Pie X //
Fideliter, № 141, 2001. p.4.

Примечания

  1. О контактах между Святым Престолом и Братством св. Пия X см. также "Свет Евангелия", № 14 (316).
  2. Братство св. Петра образовано в 1988 г. из числа членов Братства св. Пия X, пошедших на компромисс с Римом. В течение 2000 г. имели место настойчивые попытки Ватикана навязать Братству св. Петра Мессу Павла VI.
  3. Кардинал Ганьон и прелат Перль посещали Братство св. Пия X с каноническим визитом по поручению Ватикана в 1987 – 88 гг.
  4. Префект Конгрегации клира и председатель комиссии "Ecclesia Dei".
  5. Т.е. с момента основания Братства св. Пия X в 1969 – 70 гг.
  6. Речь идёт о публичном покаянии Папы Иоанна-Павла II за "грехи" Церкви и об экуменическом молении представителей разных конфессий и религий, повторении такого же в 1986 г.
  7. 7 мая 2001 г. кардинал Кастрильон-Хойос официально ответил на эту просьбу: "такая гарантия не может быть дана, потому что она дискредитировала бы новый обряд, введённый Папой Павлом VI в 1969 г.". Тем не менее, контакты и переговоры продолжаются. См. "Молись за нас", № 9 – 10. Минск, 2001. С. 2.
Вернуться к списку