Современные Проблемы

о. Вернер Бёзигер. Святая Церковь: католическая или соборная, католическая или модериистическая?

Во время литургии используется Никео-Константинопольский Символ веры [1]. Он перечисляет известные четыре признаки подлинной Церкви Иисуса Христа.

"Верую… в единую святую католическую (вселенскую) и апостольскую Церковь…" В русской православной Церкви оригинальное греческое "кαΘoλiкηv" слово (кафоликэн) переводится как "соборную", когда у католиков оно переводится как "католическую", либо "вселенскую". Перевод "соборную" однозначно неверный, принят во избежание утраченного признака универсальности и ведет в заблуждение, что будто бы высшим авторитетом в Церкви является собор, но и самим католикам следовало бы точно знать верный перевод этого слова, которое служило названием их Церкви. Ведь гораздо не всё, что теперь называют "католическим" заслуживает этого имени. Когда национальные церкви противоречат географической и этнической универсальности церкви, католицизм в модернистском толковании противоречит универсальности Церкви по времени! Об этом стоит подумать подробнее.

Объективно и непредвзято объясняет немецкая богословская энциклопедия [2]: Слово "кαΘoλiкóς" происходит из нареченной формы "кαΘóλov" от слова "τò óλov", по-русски "целое", и обозначает аспекты всецелого, полноты; полноты в смысле единого целого в отличие от суммарной полноты, состоящей из всех возможных частей. Поэтому слово "соборная" – именно неверный перевод, ведь собрание всех частей еще не дает единого целого. Единое целое должна гарантировать единая видимая глава, единое управление. "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16,18). Русскоязычная католическая энциклопедия [3] пишет: "Слово "католическая" происходит от греч. прилагательного "кαΘoλiкη'" ("всеобъемлющая", "всецелая", "вселенская", "всеобщая"), уже в древности обозначавшего один из важнейших атрибутов Христовой Церкви (см. статью: кафоличность), Церковь называется католической (кафолической), потому что в ней присутствует полнота средств спасения, а также потому, что по воле своего Основателя она призвана распространиться по всей земле (ср. Мф 28, 19–20), чтобы "объединить все человечество … под Главой Христом в единстве Его Духа"… Здесь речь идет о полноте средств спасения и о географической универсальности, а о хронологической универсальности (то есть Церковь должна быть единая целая и по времени), об этом, конечно, забыли. В известном Катехизисе отца Тышкевича [4], написанном на русском языке, упомянута под другим признаком истинной Церкви Христа, то есть под признаком единства ее, универсальность по времени: "Единство Церкви не допускает тоже возможности существенных перемен в строе Церкви в различные эпохи ее существования".

Часто в докладах и проповедях своих архиепископ Лефевр апеллировал к универсальности Католической Церкви по времени. В этом контексте он задал иронический вопрос: "Чтобы остаться католиком, надо ли стать протестантом?" Если мы принимаем экуменизм и либерализм, мы принимаем то, что многократно было осуждено как заблуждение римскими первосвященниками. Один пример: Известный учебник [5] католического нравственного богословия пишет: "Активное участие католиков в богослужебных действиях некатоликов абсолютно запрещено. См. канон 1258§1". [6] В настоящее время, оказывается, "абсолютно запрещено" критиковать экуменизм. Именно оттуда архиепископ Лефевр в 70-х годах сформулировал такую фразу: "Подчиняться Папам сегодняшним означает быть непослушным Папам вчерашним, либо быть непослушным Папам вчерашним и подчиняться Папам сегодняшним". Намного более удобно, конечно, должно быть, хотя бы в этой жизни, послушание Папам сегодняшним по той простой причине, что умершие уже не могут принимать никаких карательных мер (в юридическом смысле). То, что более удобно, как правило, редко более праведно! Как может быть, что Папа Пий XII в энциклике "Mediator Dei" от 20.11.1947 осуждает алтарную форму стола как заблуждение [7], а теперь это стало законом и общим правилом? Правда, как раз в этом месте энциклики говорится о том, что под влиянием Духа Святого Церковь развивается и не стоит на месте и что не стоит возвращаться к каким-то древним, менее развитым формам богослужения. Универсальность Церкви по времени не значит, что исключено любое развитие, поэтому более глубокое понимание догматов только полезно и приветствуется. А как простому смертному человеку различать, где развитие, а где деформация и искажение? "Пусть об этом судит тот, кому дан авторитет для этого!" Но когда уже сами священники стали требовать развития в направлении неортодоксальности, тогда Первый Ватиканский Собор [8] определил очень четко и всем понятно: "Вероучение, которое Бог открыл, было дано не как философское открытие, которое человеческий разум может усовершенствовать, а как Божественный залог, вверенный Невесте Христа, чтобы она верно хранила его и неуклонно провозглашала. Вследствие этого смысл священных догматов, который всегда должен быть сохраняем, есть тот, который наша Матерь Святая Церковь определила, и никак непозволительно уклоняться от него под предлогом и во имя более глубокого понимания". "Да возрастают … и развиваются, обильно и интенсивно, для каждого и для всех, для одного человека, как и для всей Церкви, согласно степени, присущей каждому веку и каждой эпохе, разум, знание, мудрость, но только лишь в своем роде, в одной и той же вере, в одном и том же направлении и в одном и том же помышлении" [9].

Из этого следует, что в Церкви должно быть богословское и литургическое развитие, "но только лишь в своем роде, в одной и той же вере, в одном и том же направлении и в одном и том же помышлении".
Папа Пий XII [10] писал, что возвращаться к примитивной форме алтаря, как стола, является заблуждением, ведь настоящее развитие богословия показало, что в центре богослужения находится не кровавое Жертвоприношение Иисуса Христа. В XVI веке протестанты начали отрицать эту истину и подчеркивать трапезный характер богослужения. Поэтому примитивная форма алтаря как стола теперь уже связывается с протестантскими ересями, хотя когда-то использовалась иным образом.

Но вернемся к признаку истинной Церкви – к "католичеству". Церковь должна быть универсальной по времени, не допускаются перемены и новшества в вероучении, а только развитие в "в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии". Наверное, то, что вчера было "абсолютно запрещено" как, например, активный экуменизм, не может быть теперь помещено на место должного миссионерского духа. Явно – это не развитие, а изменение и отступничество, хотя бы экуменисты будут стараться называть это легитимным развитием. Всегда необходимо напомнить тем, кто не разбирается или не хочет разбираться, слова Христа: "всякое дерево доброе приносит и плоды добрые" (Мф 7,17). Сколько духовных семинарий опустело? Сколько обвенчанных пар вопреки своим клятвам развелось? Сколько католиков перешли в секты, когда раньше из других вероисповеданий обращались в лоно Святой Католической Церкви?

Монс. Фелле в своей декларации к Папскому посланию Summorum pontifcum, которое расширяет возможность служить Триденскую Мессу, выразил позицию Священнического Братства Св. Пия Х: верность к Священному Преданию во всех аспектах, цитируя святого Викентия Лиринского [11]: "В самой же Католической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, во что верили повсюду, всегда, все; ибо истинное и в собственном смысле католическое, как показывает значение и смысл наименования сего, только то, что всё вообще объемлет". Из вышеизложенного следует, что Священническое Братство Св. Пия Х находится не вне Церкви, а внутри нее. И если вы всё равно думаете, что экскоммуникация епископов Братства Св. Пия Х действительна, то имейте ввиду, что является историческим фактом, о котором даже написано в догматическом сборнике Католической Церкви [12]: что святой Афанасий Великий был отлучен Папой Либерием именно по той причине, что Афанасий действовал по указанному принципу: "содержать то, во что верили повсюду, всегда, все". Цитируем13: "Является фактом, что Папа Либерий … отлучил святого Афанасия, защитника Никейской веры, по неоспоримому свидетельству самого Афанасия Historia Arianorum ad monachos c. 41 и по свидетельству Созомена Historia ecclesiae IV 15.

Примечания

  1. Denzinger – Schönmetzer Enchiridion symbolorum defnitionum et declarationum de rebus fdei et morum ed. XXXVI, №150.
  2. Lexikon für Teologie und Kirche. Herder. 1996, T. 5, S. 1346.
  3. Католическая энциклопедия. Москва, 2005. Т.2. С. 910.
  4. Свщ. Тышкевич. Католический катехизис. Харбин, 1935. Гл. 11 "О признаках истинной Церкви".
  5. Précis de theologie morale catholique. R.P Heribert Jone, 1938. S. 71.
  6. Codex Juris canonici, 1917 г.
  7. "Mediator Dei" от 20.11.1947 "one would be straying from the straight path were he to wish the altar restored to its primitive tableform" №62; см. www.papalencyclicals.net № 62.
  8. Denzinger – Schönmetzer Enchiridion symbolorum defnitionum et declarationum de rebus fdei et morum ed. XXXVI, № 3020. Русский перевод см.: "Христианское вероучение". Догматические тексты учительства церкви (III–XX вв.). Санкт-Петербург, 2002. № 103.
  9. Викентий Лиринский. Communi torium primum. S. 23: PL 50, 668.
  10. "Mediator Dei" от 20.11.1947.
  11. Викентий Лиринский. Communitorium primum. S. 2: PL 50.
  12. Denzinger – Schönmetzer Enchiridion symbolorum defnitionum et declarationum de rebus fdei et morum ed. XXXVI, ст. 57 с начала под рубрикой: Liberius: 17. Maii 352–24. Sept. 366.
  13. Liberium papam... S. Athanasium fdei Nicaenae defensorem excommunicavisse, iam ex testimonio irrefragibili Athanasii, Hist. Arianorum ad monachos c. 41 (PG 25, 74) et Sozomeni, Hist. eccl. IV 15 (PG 67, 1152) certum est.
Вернуться к списку