Современные Проблемы

К высказываниям Бенедикта XVI об использовании презервативов

В своей книге-интервью "Свет Миру", вышедшей 23 ноября 2010 года на немецком, итальянском и английском языках, Бенедикт XVI впервые допустил "в определённых случаях" использование презервативов, "чтобы снизить риск заражения" ВИЧ.Ошибочные высказывания Папынуждаются вразъяснении и требуют исправлений, из-за того пагубного эффекта, который они – чем не замедлила воспользоваться пресса – вызвали среди верных, посеяв соблазн и замешательство.

1. Что сказал Бенедикт XVI
На вопрос: "Хотите ли вы сказать, что сегодня Католическая Церковь не отвергает использование презервативовв принципе?", Папа ответил, что "Церковь, естественно, не расценивает их применение как подлинное морально допустимое решение, но, в том или ином конкретном случае, в их использовании можно, тем не менее, видеть первый шаг в направлении другого, более гуманного образа сексуальности".

Для пояснения своих слов Папа привёл единственный пример – "мужскую проституцию" (жиголо). Он полагает, что в этом особом случае использование презервативов "может стать первым шагом в направлении к нравственности, первым проявлением ответственности на пути к осознанию того, что не всё позволено, что нельзя делать всё, что хочешь".

Таким образом, рассматриваемый особый случай подразумевает, чтонекто, уже совершающий противоестественное деяниеради денег, должен позаботиться, чтобы впридачу не заразить клиентку или клиента смертельной болезнью.

2.Что Бенедикт XVI намеревался сказать, по утверждению своего пресс-секретаря
Эти самые слова Папы и были восприняты прессой и воинствующими движениями в защиту контрацепции как "революция", "переломный пункт" или, по меньшей мере, "прорыв" в неизменном нравственном учении Церкви о контрацепции.По этой причине 21 ноября 2010 г. пресс-секретарь Ватикана о. ФредерикоЛомбарди выпустил разъяснение, в котором говорится: "Папа рассматривает конкретную ситуацию, в которой реализация собственной сексуальности представляет реальную угрозу жизни другого человека.В данном случае Папа Римский нисколько не оправдывает беспорядочное пользование сексуальностью, но утверждает, что употребление презерватива, дабы уменьшить риск заражения, может быть первым актом ответственности в противоположность его неиспользованию из пренебрежения к жизни другого человека".

Чтобы быть точным, нелишним будет отметить, что Папа говорит не только о "первом акте ответственности" но также о "первом шаге в направлении к нравственности". В этой же связи кардинал Жорж Котье, бывший папским придворнымбогословом при Иоанне Павле II и в начале понтификата Бенедикта XVI31 января 2005 годазаявил в интервью агентству "Apcom": "В некоторых особых случаях – я имею в виду места, где распространены наркотики, беспорядочные половые связи и бедность, как, например, известные регионы Африки и Азии, – использование презервативов может быть признано законным".

Законность – в определённых случаях –использования презервативов и интерпретация последнего как "шага в направлении нравственности", – это проблема, которую представляют собой высказывания Папы в "Свете миру".

3.Чего не сказал Бенедикт XVI и что всегда говорили его предшественники
"Никакие медицинские показания и никакая необходимость не могут превратить безнравственный по существу акт в нравственный и законный" (Пий XII. Обращение к Итальянскому католическому союзу акушеров от 29 октября1951 года).

"Не может быть выдвинута ни одна причина, сколь бы серьёзной она ни была, превращающая нечто, противное природепо своей сути, в согласное природе и нравственно доброе" (Пий XI. Энциклика CastiConnubii, 54).

Коль скоро использование презервативов противно природе настолько, что отклоняет человеческий акт от его природной цели, оно безнравственно всегда и в любом случае.

В ответ на прямой вопрос журналиста, "Хотите ли вы сказать, что сегодня Католическая Церковь не отвергает в принципе использование презервативов?", Папа привёл одну-единственную исключительную ситуацию и ни словом не упомянул, что Церковь всегда отвергала их использование в принципе.

Однако факт, что использование презервативов безнравственно по своей сути и составляет материю смертного греха, – это неизменная составляющая традиционного учительства Церкви; примером могут послужить писания Пия XI и Пия XII или даже мысль самого Бенедикта XVI, ответившего журналисту, что: "Церковь, естественно, не расценивает их применение как подлинное и нравственно допустимое решение". Но, тем не менее, Папа допускает его "в особых случаях". Однако с точки зрения веры его позиция неприемлема."Не может быть, – учит Пий XI в CastiConnubii,– выдвинута ни одна причина, сколь бы серьёзной она ни была, превращающая нечто, противное природе по своей сути, в согласное природе и нравственно доброе". "Никакие медицинские показания и никакая необходимость не могут превратить безнравственный по существу акт в нравственный и законный", – напоминает Пий XIIв обращениик Итальянскому католическому союзу акушеров. Св. Павел осуждает мнение, будто можно делать зло, чтобы получить из него что-то доброе (см. Рим. 3. 8).

Бенедикт XVI, как кажется, рассматривает случай жиголо в соответствии с принципами "градуальной этики", допускающей некоторые не слишком тяжкие проступки, чтобы постепенно препроводить правонарушителя от очень тяжких проступков к безопасному поведению.Такие менее тяжкие проступки, разумеется, не рассматриваются как нравственные, но тот факт, что они составляют часть пути к добродетели, сделает их законными. Эта мысль глубоко ошибочна, ибо меньшее зло остаётся злом, невзирая на все улучшения, которым оно могло бы служить свидетельством. Как учит Павел VI, "если иногда законно допустить нравственное зло, чтобы избежать большего зла или добиться большего добра, незаконно даже по серьезным причинам делать зло так, чтобы из него могло следовать добро (Рим 3.8). Иными словами,умышленноенамерение сделать нечто, по самой своей природе противное нравственному порядку, должноосуждаться как недостойное человека, даже если намерение этоимеет целью личное, семейное или социальное благополучие" (Humanaevitae, 14).

Терпимость к меньшему злу – это не то же самое, что сделать это зло "законным" и включить его в процесс движения "в направлении к нравственности".Humanaevitae напоминает, что "было бы глубоко ошибочным полагать, что достижение нормальных отношений в супружеской жизни может оправдать супружеский акт, намеренно сделанный бесплодным и, таким образом, неприемлемым по своей сути". И точно также будет ошибочной идея, будто использование презерватива, неприемлемое по своей сути, может стать приемлемым в надежде, что оно станет первым шагом к нравственности для использующего его жиголо.

Вопреки идее "отучения" от "более смертных" грехов посредством "менее смертных", Евангелие ясно учит: "Иди и более не греши" (Ин. 8. 10), а не "Иди и греши поменьше".

4. Что католики хотят услышать из уст Папы
Разумеется, книга-интервью не может рассматриваться в качестве акта Папского Учительства, т.е. акта официальной учительской власти Церкви, тем более, когда она отходит от учения, уже изложенного окончательно и в неизменном виде. В то же время врачи и фармацевты, которые ради верности Католической вере и нравственностиотважно отказываются прописывать или продавать презервативы, а также многие преданные Традициисемьи, по-прежнему с силой желают услышать, что вечное учение Церкви не может изменяться с течением времени. Все они нуждаются в ясном напоминании, что естественный закон, равно как и природа человека, на которой этот закон выгравирован, остаются универсальными.
И вот мы обнаруживаем в "Свете миру" утверждение, описывающее всех верно следующих учениюHumanaevitae как "глубоко убеждённое меньшинство", являющее всем прочим "захватывающий пример для подражания". Тем самым учение энциклики Павла VIделаетсяотносительным: получается, будтоона установила почти недостижимый идеал, – и подавляющее большинство епископов уже внушило себе это, чтобы с готовностью запрятатьHumanaevitaeпод кувшин, туда, куда Христос ясным образом запрещает помещать "свет миру" (Мф. 5. 14).

Должны ли требования Евангелия стать,к несчастью для всех, исключениями для подтверждения правил гедонистического мира, в котором мы живём? Христиане должны не подстраиваться под мир сей (см. Рим. 12. 2), но преображать его, подобно "закваске в тесте" (см. Мф. 13. 33) и, как соль земли (Мф. 5. 13) придавать миру вкус Божественной Премудрости.

Менцинген, 26 ноября 2010
Original post:
www.dici.org

Вернуться к списку